Победители, олимпиады по психологии, проведенной на кафедре психологии и конфликтологии во время осеннего семестра 2020-2021 (среди студентов 1 курса)

1 место —- Черкашенинова Дарья, гр. ИФ-101 (68%) Тема эссе: «Неограниченные ресурсы человеческой психики»

2 место —- Коваль Елизавета, гр. ИФз-101 (56%) Тема эссе: «Искусство как психологический феномен перерождения личности»
3 место —- Лаптева Анастасия, гр. ИФ-101 (62%) Тема эссе: «Неограниченные ресурсы человеческой психики»

1 место —- Черкашенинова Дарья_гр. ИФ-101 (68%)

Тема эссе: «Неограниченные ресурсы человеческой психики»

Ресурсы— все, что может помочь достичь результата, например, физиология, состояния, мысли, убеждения, стратегии, переживания, люди, события, имущество, место, истории и т. п. (Психологический словарь);
Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. (Словарь основных психологических терминов).

Человека всегда интересовали его возможности воздействовать на окружающий мир и самого себя. Все достижения человечества – это раскрытие возможностей психики человека. Изучение ресурсов человеческой психики, исследование пределов возможностей интересует многих из нас. Многие мыслители посвятили этому свои труды. Сократу принадлежит знаменитая фраза: «Познай самого себя». Насколько неорганиченными являются ресурсы психики? Ответ на этот вопрос невозможно сформулировать без знания самого себя и изучения окружающего мира.
С давних времен и до сегодняшних дней человечество интересуют его возможности изменять самого себя, окружающий мир, а также воздействовать на него. Таким образом, можно предположить, что большинство достижений мира − это раскрытие возможностей и резервов каждого человека, его психики. Многих людей интересует вопрос о том, каков предел возможностей человека и в какое время он будет достигнут. Много ученых, философов посвящали этому свои работы. Из поколения в поколение в различных культурах, народах передавались легенды, сказания и мифы об удивительных и невероятных возможностях человека – сила Ильи Муромца, подвиги Геракла. В различных произведениях рассказывается об умении йогов погружаться в кислоту, поддерживать нормальную температуру тела, при этом находясь на сильном морозе продолжительное время, останавливать на некоторое время сердце, а также задерживать дыхание и многое другое. Кроме того, известны публичные выступления с интересными психологическими опытами, когда человек с закрытыми глазами находит спрятанный в зале предмет, решает математические примеры с шестизначными цифрами и запоминает большое количество информации.
Можно привести конкретные факты из жизни людей нашего времени. Например, штангист В.Дикуль, который после серьезной травмы позвоночника, невероятным усилием воли, научившись фактически заново ходить, внес большой вклад в медицину: разработал собственную методику реабилитации и восстановления, открыл известный во всем мире центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами.
Еще один пример, доказывающий необычайные возможности человека − биография народного артиста И. Певцова, который страдал заиканием, но мечтал стать артистом. Певцов говорил: «… когда творческое мое воображение было настолько сильным, что переселяло меня в какой-то другой образ, с другой судьбой, другой манерой говорить, я делался совершенно другим. Говорил текст, идущий от другого органически, как слова, которые принадлежали ему. Сила воображения побеждала мой недуг».
Помимо этих, можно привести множество других примеров, доказывающих, что возможности и резервы психики человека практически безграничны, особенно в экстремальных ситуациях. До сих пор нет ответа на вопрос: каков предел человеческих возможностей и есть ли он вообще?
Так, например, известный физиолог И. Павлов утверждал, что перед науками о человеке стоит важная задача использования, развития и приумножения «величайших резервов нервной системы и психики». Другой ученый Б. Г. Ананьев, при определении задач и целей психологии, говорил, что ее будущее состоит в установлении механизмов, принципов их реализации и развития, раскрытии резервов психики.
Таким образом, можно отметить, что в мифах, сказках, легендах, сказаниях проявляется не что иное, как потребность человека в самореализации. Реализация наших возможностей происходит через достижение целей, которые мы ставим перед собой.
В заключение следует подчеркнуть, что интеллектуальные психические и физические резервы организма чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и практическое использование в повседневной жизни человека — задача, которую надо решать уже сегодня. Для этого важно с учетом своеобразия законов функционирования организма научиться систематически повышать уровень его резервов и целесообразно использовать их в соответствующих случаях. Главное условие, которое здесь необходимо, — изначальная активная позиция самого человека, рассматривающего свои психические и физические возможности как продукт своего собственного труда, своих внутренних сознательных усилий.

2 место —- Коваль Елизавета_гр. ИФз-101 (56%)

Тема эссе: «Искусство как психологический феномен перерождения личности»

Существует множество определений такого понятия, как искусство. Для философа искусство – это творческий вид познания мира, в процессе которого создаются художественные образы. Для искусствоведа – это художественная культура общества в целом и ее отдельные виды. В обществознании искусство – это часть духовной сферы общественной жизни, которая через творчество воспроизводит действительность. По одному из источников, искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Советский писатель Юрию Васильевич Бондарев считал, что «Искусство – всегда метафора действительности».
Все эти определения, лишь маленькая часть тех понятий об искусстве. Каждое из них верно, поскольку раскрывает понятие «искусство» с новой стороны.Читая каждое последующее определение, понимаешь что оно дополняет предыдущее и дает почву для размышлений.
Понятие искусства с позиции психологии, это один из видов сохранения и трансляции эмоций. Психология и искусство тесно связаны: эмоциональные переживания, возникающие у автора во время творческого процесса, передаются зрителям и вызывают ответный эмоциональный отклик.
Синоним к слову «искусство», это такое слово, как «творчество». К динамическому творчеству можно отнести танец и кино. К статическому- картины, скульптуры, живопись. Так же творчеством является видеоклипы, песни и многое другое. Таким образом, искусство весьма многогранно. Соответственно, многогранны и разнообразны возможности его воздействия на нашу психику.
В зависимости от способа воздействия будет отличаться результат. Чувственный человек может расплакаться при просмотре фильма «Хатико», «Титаник» или другой мелодрамы. Слушая зажигательную музыку, мы физически ощущаем, внутренний подъем и хочется танцевать. Но стоит заметить что один и тот же фильм, картина или песня не одинаково действует на всех. Одному человеку она может нравится, другому нет. Это не делает произведение искусства плохим или хорошим, все зависит от конкретного человека и его восприятия.
В любом случае искусство способствует развитию эмпатии и умению сопереживать.Произведение искусства заставляет нас поставить себя на место другого человека и ощутить его эмоции. Искусство расширяет наш спектр эмоций. Мы сочувствуем попавшим в беду героям, даже если сюжет выдуман, мы ненавидим подлецов и злодеев, если таковыми они представлены в произведении искусства. Эти эмоции могут быть заметно сильнее, чем в обычной жизни. Искусство влияет на содержание гормонов стресса в организме. Известен эксперимент, когда перед и сразу после посещения святилища Девы Марии в Викофорте все участники экскурсии сдали на анализ слюну. Оказалось, что после экскурсии уровень гормона стресса кортизола был в среднем на 60% меньше. Искусство учит нас думать. Даже если вы думаете о произведении искусства и его авторе очень плохо, вы все равно в этот момент думаете. Даже если вы не планировали думать, а просто пошли в музей или на концерт, чтобы развеяться. Искусство влияет на интеллект. Чаще всего подобные исследования проводят с использованием музыкальных произведений. Студенты и школьники, слушавшие классику перед выполнением тестовых заданий, справляются с тестами лучше, чем слушавшие рок-музыку.
Каждый из нас соприкасается с искусством. Для этого не обязательно идти в театр или оперу, оно встречается нам и в повседневной жизни. Искусство окружает нас повсюду.Порождает в нас чувства и переживания, побуждает к размышлениям. Оно влияет на нас хотим мы этого или нет. Иногда слушая песню или разглядывая картину, мы можем провести аналогию к своей жизни. Подсветить проблемные моменты и размышляя об этом прийти к правильному решению. Произведения искусства не дают нам ответов на наши вопросы. Но они дают намного больше, стимул для размышления и осмысления своих поступков и своей жизни. В результате этого, мы расширяем свое мировосприятие, становимся чувствительнее и осознаннее, в результате чего меняемся в лучшую сторону.

3 место —- Лаптева Анастасия _гр. ИФ-101 (62%)

Тема эссе: «Неограниченные ресурсы человеческой психики»

Психика — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика — внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление, восприятие, память, мотивы, чувства и эмоции, речь и внимание — все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Когда человек для тех же самых целей (для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением) начинает пользоваться чем-то аналогичным внешним — внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.

Понятие «ресурс» и близкое к нему понятие «потенциал» широко применяется в психологии. Проблема потенциала является объектом изучения ряда авторов (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фром, К. Юнг, С. Л. Рубинштейн и др.). В психологии труда исходят из понимания, что для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию внутренних потенциалов , имеющихся у него резервов и дополнительных ресурсов (внутренних и внешних).

Отмечая значимость изучения ресурсов человека, знаменитый отечественный психолог, академик АПН СССР, создатель системной модели человекознания с центральной ролью в ней психологии Б. Г. Ананьев писал:«для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, еще крайне недостаточно используемых обществом»

Общенаучное употребление понятия «потенциал» своими корнями уходит в философию Аристотеля, который рассматривал «акт и потенции личности». По Аристотелю, бытие делится на «потенциальное» и «актуальное», а личностное развитие рассматривается как процесс перехода от первого ко второму.

Практически любой человек способен добиться в своей жизни большего, чем достигает. В каждом индивиде присутствует неиспользованные, нераскрытые, и нереализованные способности, возможности, ресурсы. Но большинство уходит с дороги, предназначенной природой, так как стараются избежать ответственности за собственную судьбу и ответственности, которая возлагается на человека.

Индивид способен неосознанно опасаться собственных возможностей, резервов, ресурсов (равно как и своих низших побуждений), быть независимым, т.е. таким, каким является он себе в краткие, великолепные, прекрасные минуты прозрения. Последний барьер самоактуализации это мощное, очень сильное отрицательное воздействие, оказываемое нуждами безопасности. Для процесса роста необходима непрерывная готовность отказываться от старых привычек, ошибаться и рисковать. Таким образом, всё без исключения, что повышает тревогу и страх личности, повышает также и направленность возврата к поиску защиты и безопасности. По этой причине большая часть людей обладает сильной направленностью удерживать специфические привычки, т.е. придерживаться прежнего образа поведения. Однако осуществление потребности в самоактуализации требует открытости новому опыту и идеям. Более того, индивид ощущает боязнь не только по отношению к своим способностям, возможностям, ресурсам, но и амбивалентен по отношению к высшим способностям остальных людей.

Кроме того, известны публичные выступления с интересными психологическими опытами, когда человек с закрытыми глазами находит спрятанный в зале предмет, решает математические примеры с шестизначными цифрами и запоминает большое количество информации.

Можно привести конкретные факты из жизни людей нашего времени.

Например, В. И. Дикуль — известный спортсмен – штангист, который в 1962 г. во время исполнения первого номера воздушной гимнастики во Дворце спорта, когда лопнула стальная перекладина, к которой крепилась страховка, упал, неделю находился в реанимации, затем в больничной палате нейрохирургического отделения. Ему был поставлен диагноз черепномозговая травма, множество локальных переломов и компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе. На 5 лет он был прикован к кровати. Но спустя некоторое время, начал упорно заниматься по 6 часов в день, не теряя веры и надежды в себя, начал ходить, стал артистом цирка, выступал с уникальными номерами, сделал большой вклад в медицину — разработал собственную методику реабилитации и восстановления, открыл известный во всем мире центр «Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича».

Ещё один пример, доказывающий необычайные возможности человека. Во время полета отечественного космического корабля отказал маршевый двигатель; посадка космического корабля за счет работы двигателей маневрирования была проблематичной, корабль мог стать искусственным спутником Земли и остаться на орбите. Но посадка была осуществлена в экстремальном режиме. Раньше считалось, что наш организм 99 может перенести 9-ти кратную перегрузку в течение 20 секунд и любая деятть становится невозможной. Во время же этой посадки перегрузка была 12- кратной в течение более 2 мин, и космонавт Н. Рукавишников все это время мог сообщать в центр управления о сложившейся ситуации.

 Следующий пример из артистической биографии народного артиста И. Певцова. От рождения он страдал заиканием, в школе не мог отвечать устные предметы и сдавал их письменно. Когда он сказал семье, что хочет стать артистом, его отговаривали от этой идеи, но несмотря на это он стал артистом. Сам Певцов говорил: «… когда творческое мое воображение было настолько сильным, что переселяло меня в какой-то другой образ, с другой судьбой, другой манерой говорить, я делался совершенно другим. Говорил текст, идущий от другого органически, как слова, которые принадлежали ему. Сила воображения побеждала мой недуг».

Помимо этих, можно привести множество других примеров, доказывающих, что возможности и ресурсы психики человека практически безграничны, особенно в экстремальных ситуациях. До сих пор нет ответа на вопрос: каков предел человеческих возможностей и есть ли он вообще?

Человеческая психика представляет собой саморегулирующийся механизм. Если в жизни человека происходит один лишь негатив и неприятные события, так или иначе человек привыкнет и станет находить что-то хорошее и в своем незавидном существовании. Примеров этому множество, можно постоянно за ними наблюдать. Точно то же самое касается и в обратном случае. Иногда, когда у человека все хорошо и нет никаких проблем, она начинает видеть негатив в обычных вещах, которые совершенно не должны быть ей неприятными. То есть, таким образом, каждому для полноценного существования нужны как удовольствие и минуты счастья, так и трудности, с которыми необходимо бороться.

Добавить комментарий