22 ноября 2017, ученые Луганского национального университета (ЛНУ) имени Владимира Даля в рамках республиканской конференции «Глобальные проблемы человечества», которая проходит в Красном Луче, презентовали виртуальную кафедру психологии и трансдисциплинарных технологий Института философии и социально-политических наук.  3 сессия кафедры состоялась 17 февраля 2018 года.

Сложность современной жизни, формирование новых социально-экономических отношений в русле информационного общества ставят на повестку дня развитие новой междисциплинарной модели обучения. Наблюдается значительный концептуальный сдвиг в сторону самообучения, где важными источниками информации помимо обычных лекций и книг являются базы данных и знаний, средства мультимедиа и т. п., координатором учебного процесса выступает преподаватель, а интерпретатором знаний — сам студент. В нашем случае — это руководители учебных учреждений образования, заместители руководителей и практические психологи Юго-Западного индустриального региона Луганской Народной Республики.

Виртуальная кафедра — это наиболее передовая единица образовательного учреждения эпохи информационного общества, наилучшая с точки зрения имеющихся экономических и технических условий. Это разновидность сетевой, компьютерно-ориентированной организации, состоящей из людей и виртуальных агентов, находящихся в разных местах. Такая кафедра не существует в реальном физическом пространстве, а создается путем информационной интеграции требуемых педагогических, учебно-методических, программно-технических и других ресурсов, отбираемых с различных кафедр, факультетов и вузов. Электронным путем формируется искусственная организация, которая функционирует в виртуальном пространстве. Создание виртуальных кафедр с использованием реальных кафедр разного масштаба позволяет уменьшить или устранить недостатки и усилить достоинства последних.

Так, например, можно объединить возможности больших, давно образованных монодисциплинарных кафедр, имеющих богатые педагогические ресурсы и традиции, но обладающих сильной инерционностью и плохо приспосабливающихся к требованиям рынка, и небольших новых кафедр, порой испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро реагировать на изменения и оперативно получать заказы в сфере образовательных услуг.

Понятие виртуальной кафедры представляет собой важное приложение общих методик и принципов разработки виртуальных организаций и предприятий, развиваемых в контексте реинжиниринга на основе новых информационных и коммуникационных технологий. Помимо этого, оно также тесно связано с концепциями мультиуниверситета Дж. Керра и виртуального университета, виртуальной лаборатории и виртуальной аудитории. Представления о виртуальных кафедрах являются естественным развитием идей дистанционного образования.

Любопытным  примером построения виртуального класса могут служить разработки, проведенные на кафедре «Информационные технологии» Российского государственного технологического университета им К. Э. Циолковского — МАТИ. Как результат — создана гетерогенная Интернет-сеть с возможностью организации видеоконференций. Сеть включает более 40 рабочих мест на базе различных компьютеров. В рамках этой сети организован учебный процесс на web-сервере.

По этому типу организована и технология «Виртуальной кафедры»

Наша «Виртуальная кафедра психологии и трансдисциплинарных технологий является самостоятельным, неприбыльным, добровольным виртуально-интегрированным сообществом отечественных и иностранных ученых и практиков в области социальной психологии и философии образования, творческих педагогов, а также социально активных специалистов в межпредметной и трансдисциплинарных сферах».

Виртуальная кафедра создана для научной, научно-методической, консалтинговой и координирующей деятельности по разработке и внедрению новых технологий в педагогический процесс, обмена опытом и реализации совместных наработок.

31 марта 2018 года состоится 4 сессия «Виртуальной кафедры» по теме:

«Роль и функции руководителя инновационного Образовательного Учреждения в ситуации культурно-цивилизационного кризиса: Профессиональные риски в педагогической среде».

Ожидается участие ученых и педагогов-практиков из образовательных учреждений содружества городов в телемосте: «Луганск — Красный Луч — Антрацит — Лутугино — Минск». Трансляция из главной телестудии ЛНУ им. Владимира Даля.

Козаченко Елена Владимировна — доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии

Луганского национального университета им. Владимира Даля

Добавить комментарий