ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА

В статье рассматрена характеристика юношеского возраста как стартовой площадки формирования личности лидера. Обозначены педагогические условия для этого. Указаны критерии формирования лидера, определены его личностные качества.

Ключевые слова: лидер, лидерство, формирование, критерии, коммунарская методика.

Формирование личности лидера, его лидерских качеств происходит в течение всей жизни, что влияет на развитие личности, ее внутренний потенциал. Сам процесс формирования «Я-позиции» протекает успешнее в том случае, если юноша и девушка занимают активную жизненную позицию, благодаря чему проявляются все внутренние качества юного человека как активного участника воспитательного процесса.

Стартовой площадкой для становления личности лидера и его лидерской позиции является юношеский период. Именно в этом возрасте формируется активная жизненная позиция молодого человека, его «Я-концепция», происходит осознание своей личности.

Ранняя юность — это период эмоциональных, интеллектуальных, морально-нравственных и волевых изменений, возраст противоречий, наиболее выраженных внутренних и внешних личностных и межличностных конфликтов. Трудности становления личности в ранней юности имеют в своей основе как социально-психологические, так и физиологические причины, связанные с изменениями функций эндокринной системы, ростом и перестройкой организма.

Григорова Владилена Константиновна — кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: konovalenko_ol@mail.ru

Гринкруг Мария Аркадьевна — аспирант кафедры педагогики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: konovalenko_ol@mail.ru

Конькова Нелли Леонидовна — аспирант кафедры педагогики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: konovalenko_ol@mail.ru

Для ранней юности характерна устремленность в будущее, которая только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития юноша и девушка стремятся в будущее не потому, что им плохо в настоящем, а потому, что хочется, чтобы впереди было лучше. Это период стабилизации личности, время, когда складываются устойчивые взгляды на мир и стремление найти свое место в нем. Центральным новообразованием данного периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей жизни [7, с. 73 — 74].

Основными условиями, влияющими на становление личности лидера, являются: мотивационная сфера личности лидера; организация эмоционально-творческих ситуаций, способствующих не только становлению, но и реализации лидерских качеств в воспитательном пространстве детско-юношеских объединений; использование методики коллективного творческого воспитания.

В основе анализа различных точек зрения на «лидера» и «лидерство» находится рабочее определение, где лидер — «человек, который не зависит от обстановки и возможных вариантов решения задач, способен управлять не только собой, своими эмоциями и чувствами, но и готов взять ответственность за свои поступки и поступки других людей, помочь им определиться в «море» информации и найти возможные варианты ответа для решения возникающих проблем» [6, с. 57].

Изучив опыт отечественных педагогов по коллективному творческому воспитанию, предложив педагогические условия становления лидера, можно раскрыть задатки его уже в старших классах общеобразовательной школы. Заложенные от рождения и приобретенные в ходе дальнейшей деятельности задатки реализуются посредством интерактивных методик и технологий. Изучение и использование в исследовании различных методик показывает, что механизмы определения и описания лидерства и лидеров разнообразны.

Выделяя вышеназванную совокупность условий, можно утверждать, что они создают возможность воспитания качеств, необходимых лидеру. При этом есть и другие условия, которые также оказывают определенное влияние на формирование позиции лидера [1].

Раскрывая сущность феномена «лидерство», мы прежде всего называем имена таких педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухом-линский. Так, А. С. Макаренко большое внимание уделяет формированию организаторских навыков и способностей воспитанника в коллективе, считая, что роль коллектива в этом случае незаменима. В. А. Сухомлинский, развивая идеи А. С. Макаренко, создает свою систему воспитания молодого поколения. При этом он опирается на конкретный опыт жизни реальных школьных коллективов. Особый интерес представляет и позиция И. П. Иванова. Развивая теорию А. С. Макаренко применительно к новым

условиям, И. П. Иванов пытается трансформировать ее в гуманистическую воспитательную систему. «Педагогическое явление, которое нередко обозначают как «коммунарская методика», стоит в историческом ряду среди самых остро социальных систем» (А. В. Мудрик). В основе ее — педагогические идеи А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского.

Главный принцип этой методики — сотрудничество воспитателей и воспитанников, организация самоуправления на основе сменяемости актива, совместного планирования, организации и анализа общественной деятельности, отношений, поступков, проведения общественно значимых дел («для людей») и личностно значимой («для себя») деятельности [2, с. 40].

Одним из важных направлений в формировании личности лидера является его активное взаимодействие с группой. Именно мотивация межличностных отношений индивида с другими людьми в значительной мере определяет его психологическое благополучие, что и помогает выделиться лидеру в группе.

С точки зрения А. П. Уманского, существует четыре критерия лидера:

1. Когнитивный критерий, который рассматривается как внутренний побудитель принятия личностью роли лидера, осознание собственного личностного потенциала, многообразная интериоризация педагогического стимулирования лидерства. Данный критерий проявляется через такие показатели, как:

— интерес к организаторской деятельности, субъективная сторона процесса лидерства, желание и внутренняя готовность брать на себя функции организатора и, в связи с этим, активная потребность в поиске форм и методов организаторской работы;

— поиск нестандартных решений в ситуации неопределенности, умение и стремление к разрешению конфликтной ситуации;

— интеграция интересов группы, понимаемая как способность наиболее четко и последовательно объединить и выразить мнения и интересы членов группы;

— способность лидера к созданию атмосферы согласованности в группе в условиях проблемной ситуации.

2. Статусный критерий — принятие лидера группой. Оно характеризует отношение группы к лидеру как в сфере деловых, так и личностных отношений. Статусный критерий проявляется через следующие показатели:iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— делегирование группой полномочий лидеру (представительских, управленческих, третейских);

— деловой статус — признание лидера группой в сфере деловых отношений, функционирование «ответственной зависимости» организатора совместной деятельности (в социометрической методике — социометрический статус по деловому критерию);

— эмоциональный статус лидера — статус в сфере деловых отношений, степень влияния на настроение, взаимоотношения, психологиче-

ский климат в группе (принятие группой лидера как «звезды» по эмоциональному критерию в социометрической методике);

— референтность — мера значимости лидера для ведомых при определении ими своих отношений (мнений, суждений, оценок).

3. Эмоциональный критерий — влияние лидера на ведомых. Его показателями являются:

— регулирование отношений в группе, способность создавать благоприятный психологический климат, умение конструировать взаимосвязи и взаимоотношения в группе, разрешение в ней конфликтов, умение перевести конфликт в продуктивную форму, понимание позиции конфликтующих, взглядов оппонентов и действий, направленных на конструктивное разрешение конфликта;

— эмоционально-волевое воздействие лидера на ведомых, умение активно провести принятое решение, степень влияния на ведомых и группы в целом;

— психологический такт — умение найти разумный компромисс, нужную форму общения и взаимодействия с людьми.

4. Деятельный критерий — вклад лидера в деятельность группы, умение и способность организовать деятельность группы. Показатели:

— организация взаимодействия, сплочение группы для достижения общей цели, обеспечение включенности всех членов группы в общегрупповую деятельность, использование алгоритма организаторской деятельности, осознанное использование знаний и умений в работе, организаторский опыт, направление на достижение результатов, четкое представление о конечных целях деятельности, построение программы ее и выработка умения организовать деятельность в соответствии с этой программой;

— коррекция деятельности группы, ориентирование в ситуации, деловая гибкость, умение скоординировать деятельность в зависимости от изменения ситуации, видение ошибок ведомых и умение их исправлять [3, с. 204].

Кроме критериев, следует учитывать в процессе формирования лидера и общие качества его личности:

— практичность ума — смекалка, способность применять имеющиеся знания, социальный опыт в той или иной жизненной ситуации;

— коммуникабельность — открытость для других, готовность к общению, потребность иметь контакты с людьми, умение слушать и четко формулировать свои мысли;

— развитые интеллектуальные способности: доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное, постоянно пополнять свой «багаж» знаний;

— активность — умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

— инициативность — особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость;

— настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конечного результата;

— самообладание — способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

— работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу;

— наблюдательность — умение видеть, мимоходом отмечать примечательное, хранить в памяти детали;

— организованность — способность подчинить себя необходимому режиму, планировать свою деятельность, приводить в действие всех членов группы, связывать и объединять, сочетать все действия и усилия, наблюдать, чтобы все происходило сообразно правилам и распоряжениям;

— самостоятельность — необходимость в принятии решений, умение брать на себя ответственность, предвидеть, т. е. планировать будущее и устанавливать программу действий к его достижению;

— креативность — нахождение нестандартных решений, развитие творческого мышления [5, с. 11 — 12].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день желательно, чтобы любой, даже небольшой группой руководила гармонично развитая личность, а лидер данного коллектива соответствовал бы всем вышеперечисленным критериям и обладал важными качествами лидера.

Деятельность, организуемая как воспитательное творческое пространство, позволяет молодым людям, которые проявляют активность в достижении поставленных целей, обрести индивидуальный опыт принятия самостоятельного решения, человеческого общения, коллективной и индивидуальной работы со сверстниками и педагогами. Накопление такого социального и личностного опыта будет важным итогом в формировании личности лидера [4, с. 82]. Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многообразная деятельность подобных воспитательно-образовательных учреждений состоит из двух блоков: учебного и культурно-досугового, соответственно пронизывающих весь учебно-воспитательный процесс в них.

В школе лидерской подготовки имеет место реализация важной задачи — развитие интеллектуальных, творческих (креативных) сил. При этом важно дать основы знаний в тех областях, которые являются наиболее актуальными сегодня. Стратегия данной программы направлена на создание условий не только для наиболее активной части молодежи, но и для всех остальных, кто внешне не проявляет заинтересованности в проводимых действиях из-за определенной природной скромности, а также на раскрепощение, избавление от комплексов, на определение жизненной перспективы каждого.

Список литературы:

1. Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. М., 1927. 37 с.

2. Жеребцова Н. С. Лидерство в малых группах : дис. … канд. филос. наук. Л., 1969. 220 с.

3. Мангутов Н. С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: изд-во ЛГУ, 1975. 311 с.

4. Моргунов Е. Б. Личность и организация. Конспекты по психологии. М.: Три-вола, 1996. 112 с.

5. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1998. 144 с.

6. Парыгин Д. Б. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 350 с.

7. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 896 с.

Авторы: В. К. Григорова, М. А. Гринкруг, Н. Л. Конькова

ИСТОЧНИК: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnosti-lidera

One thought on “ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА”

  1. Очень интересная информация,которая доступна для понимания каждому человеку.
    Благодаря этому можно выделить качества которыми должен обладать лидер.
    Благодарю авторов за эту статью.

Добавить комментарий