АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ ЛУРИЯ
Гении и злодеи. Александр Лурия. 2002
Биография
Александр Лурия родился в Казани третьим из четырёх сыновей в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. С 1934 года работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950—60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий).
Научная деятельность
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вел многолетнюю переписку.
Основные публикации
- Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
- Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
- Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
- Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
- Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
- Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
- Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
- Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
- Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
- Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
- Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
- Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
- Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста).
- Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир.
- Лурия А. Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность.
В кинематографе
- Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом основан на исследованиях психики С. В. Шерешевского, описанных Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти».
Ссылки
- Лурия, Александр Романович на сайте МГУ
- Александр Лурия в Галерее Международного Общества Философов
- Фотографии А. Р. Лурия разных лет
- Раздел книги Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвященный А. Р. Лурии
- Александр Лурия «Психология как историческая наука: к вопросу об исторической природе психологических процессов»
- Лев Выготский, Александр Лурия «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок»
- А. Р. Лурия и дефектология
- А. Р. Лурия в электронной библиотеке Нестор
Исследуя в 20-х гг аффективные состояния человека, ЛУРИЯ Александр Романович разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы.
В дальнейшем, работая с Львом Семёновичем Выготским, Александром Николаевичем Леонтьевым и другими советскими психологами, разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики («Этюды по истории поведения», 1930, в соавторстве с Л. С. Выготским), особое внимание уделяя проблеме социальной обусловленности мышления («Об историческом развитии познавательных процессов», 1974).
Главные теоретические и экспериментальные исследования А.Р. Лурия, посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга, послужили основой формирования концептуального аппарата и феноменологической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики (известных в мировой науке как «батарея луриевских методов») («Основы нейропсихологии», 1973). В последние годы жизни активно разрабатывал проблемы нейропсихологии памяти и нейролингвистики.
В 40 –е года Лурия изложил новое направление – реабилитационная нейропсихология.
ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами, подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.
1. ВПФ формируются в процессе онтогенеза;2. ВПФ опираются на вспомогательные средства, т.е. опосредовано с помощью знаковых систем;3. ВПФ всегда связаны с отражением внешнего мира в предметной деятельности.
Таким образом, локализация ВПФ – это сложная система совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад. Эти зоны могут располагаться различным образом. Локализация ВПФ связана с деятельностью трех функциональных блоков:
1. Блок регуляции уровня общей и избирательной активности мозга / блок регуляции тонуса и бодрствования –
С физиологической т.з. бодрствование – оптимальный очаг возбуждения в коре. В НС 2 процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение передается по принципу «все или ничего», «закон силы», и зависит от раздражителя.
Первый блок образован неспецифическими структурами ретикуляции формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга.
РФ – регулирует тонус коры, возбуждение передается градуально (постепенно возрастает и снижается) – для того что бы не перегрузить кору г.м.
2. блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые аппараты – в задних отделах коры больших полушарий (височные + теменные доли). Нейроны работают по закону «все или ничего». Высокая модальная специфичность: прием, переработка слуховой, зрительной, кожно-кинестетической информации. Все доли имеют первичные, вторичные и третичные поля. ПЕРВИЧНЫЕ обрабатывают информацию на уровне ощущений (все нейроны модально-специфичны, работают по принципу «все или ничего», раздражение вызывается только определенным раздражителем). ВТОРИЧНЫЕ – на уровне восприятий (менее модально-специфичны, преобладают ассоциативные нейроны). ТРЕТИЧНЫЕ – на уровне представлений: ассоциативные зоны (это зоны перекреста всех анализаторов, большое количество мультимодальных нейронов), .
Законы функционирования мозговых аппаратов:
закон иерархичности. Информация, поступающая во второй блок, последовательно обрабатывается от первичных к вторичным полям.закон убывающей модальной специфичности. Уникальные нейроны, уникальные первичные поля . Переход к вторичному полю – убывает модальная специфичность. законпрогрессирующей латерализации. Специфичность функций левого и правого полушарий. Первичные поля в правом и левом полушарии идентичны (т.е. идентичны их, полей, функций). Вторичные поля отличаются специфичностью функций. Сторонность специализации функций становится выше. Третичные поля отличаются максимальными функциями в правом и левом полушарии.
3. блок программирования, регуляции и контроля деятельности (блок – двигательный анализатор). Образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.
Прежде чем приступить к деятельности, человек ее планирует (лобная кора), из-за чего здесь функционирует наоборот: импульс идет от третичных – к вторичным – к первичным полям.
УРОВНИ БЛОКА:
1) префронтальная кора. функции программирования. Первичные и вторичные поля, их нейроны уникальны. Это гранулярная кора (мелкие зернистые клетки – мотивационное разнообразие.) Постановка цели. План. 2) вторичная двигательная кора – премоторные отделы (6, 8 поле) . От премоторной коры идет экстрапирамидный путь: то, что делает движение согласованным и плавным. Моторная кора — Максимально развит 4-й слой.моторные зоны коры (4 поле). Эфферентный экстрапирамидный путь, который реализует: тонкие, дозированные во времени и пространстве движения; регулирует все произвольные движения.
Все три блока работают во взаимодействии друг с другом. Лурия: для того что бы деятельности протекала нормально, должны быть сохранены все три блока.
Источник http://www.jewage.org/wiki/ru/Article:Лурия,_Александр_Романович_-_Биография