Татьяна Черниговская: «Объем памяти у мозга гигантский»

Татьяна Черниговская: «Объем памяти у мозга гигантский»

В современном мире что-то открывают, создают и узнают гораздо чаще, чем это происходило раньше. Информация льется на нас нескончаемым потоком. Кажется, в памяти просто нет места для таких объемов знаний. Профессор Татьяна Черниговская убеждена, что человеческий мозг может воспринять гораздо больше информации, если есть навыки правильного обучения.

Мир еще никогда не был таким сложным и информационно насыщенным. И дети, которые растут в нем, — совсем другие дети. Когда я писала кандидатскую диссертацию, был вопрос, где взять литературу. Сейчас вопрос — как от нее избавиться. Каждый день в любой области знаний выходят десятки хороших научных статей, которые не то что осмыслить, — прочитать некогда.

Получается, информация — что есть, что ее нет. Ты ведь не можешь ею воспользоваться. В этой связи неясно, и что делать с образованием. Мы же не можем держать детей в школе 20 лет! С другой стороны, не можем делать вид, что все закончилось на Ньютоне. Потому что после Ньютона много чего еще было. Выходит, мы обманываем детей. У человечества уже есть далекоидущие знания, а мы скрываем их. Значит, нужно говорить не обо всем. Как-то урезать эти знания. Но как урезать, по какому принципу? Никто не знает.

У меня был критический период в жизни, когда я подумала: «До чего мне все осточертело: и Академия наук, и все это. Пойду детей в школу учить». Но я быстро опомнилась — испугалась. Подумала: вот сидит в классе 20 человек, откуда я знаю, кто они? Один из них, может быть, Эйнштейн, второй — Моцарт, третий — Гитлер. Как я смею их учить? Многие учителя счастливо не боятся этого факта. Они считают, что вот сидят там, и им надо что-то показать строго по программе пединститута.

Открывайте Google, если забыли, как делать соус. Это не то место, где ищут серьезную информацию

Может быть, не надо вкачивать в детей такое количество информации? Зачем им, условно, знать таблицу логарифмов? Или когда Наполеон женился на Жозефине? Google ответит за 1,5 секунды. Но если мы отступим на другой полюс, у нас будут тотальные дилетанты везде. Они не будут знать ничего, кроме общих идей, что тоже плохо. Я же, например, не хочу попасть к хирургу, который знает общие идеи. Я хочу попасть к специалисту, который хорошо знает анатомию.

Может быть, тогда надо учить детей извлекать информацию? Например, мы часто говорим студентам: «Открывайте Google, если забыли, как делать соус. А вообще это не то место, где ищут серьезную информацию». И даем список сайтов, которым доверяем. Учить надо метавещам — где брать, где искать. Детей надо научить учиться.

Как классифицировать и правильно упаковывать информацию?

Мне постоянно присылают статьи о мозге. Вот куда их положить? На одном компьютере у меня есть папка «Другое», а на втором — «Other». И там, поверьте мне, настоящая свалка, разобрать ее нельзя. То есть я сама с собой играю в игру, что все это сохранила и когда-нибудь прочитаю. Когда-нибудь. Но, скорее всего, никогда это не сделаю.

Вот в голове-то у нас то же самое происходит. Меж тем, объем памяти у мозга гигантский — 300 лет можно смотреть всякую ерунду, и все равно места хватит. Но разложить это все по полочкам, а потом найти, вспомнить часто очень сложно, а иногда невозможно.

Мозг запоминает все, мимо чего он прошел, что попробовал, унюхал, потрогал и так далее. Мозг не решето, из него ничего не высыпается. Поэтому не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо есть и пить всякую гадость, не нужно общаться с плохими людьми. Это все там останется, весь этот яд там будет лежать. Вы можете даже не знать о его существовании, но когда-нибудь это вылезет наружу.

Мозг вообще сложнейшая из систем, сопоставимая со Вселенной. Ничего сложнее мозга мы не знаем. Если эта система правильно работает, значит, она знает, как работать. Если нам удастся подсмотреть, как она это делает, возможно, сможем понять, как организовать общество? Большинство вещей, которые мы делаем, вообще не попадают в сознание. Мозг сам все решает, и это оскорбительно для нас. То есть у нас внутри живет монстр, про которого мы говорим: «Наш мозг», а он в это время смеется гомерически. Кто кому на самом деле хозяин — мы ему или он нам?

Татьяна Черниговская: «Объем памяти у мозга гигантский»

Мы знаем, что в мозге есть функциональные блоки — одни ответственны за память, другие за языки, творчество и так далее. Но вообще все зоны мозга занимаются всем, и, если вам на голову упадет кирпич, вы ни говорить не сможете, ни творить. И если вы подключите к голове томограф, увидите, что там происходит. Особенное впечатление на меня произвел мозг синхронного переводчика. Я не понимаю, как они еще живы. Горит мозг, полыхает — там работает все, аж взрывается! Это онлайн-работа, очень сложная, стрессовая, на опережение.

Зеркальные системы

Джакомо Ризолатти открыл зеркальные системы в мозге. Они включаются не тогда, когда вы сами что-то делаете, а когда наблюдаете, как это делает кто-то другой. Это основа любой коммуникации, любого обучения. Уже доказано, что у людей с аутизмом и шизофренией эти системы поломаны. Они живут в собственном мире, и у них нет никакой возможности выйти из него и посмотреть на ситуацию другими глазами.

Представьте: вам предстоит трудный разговор. Вы понимаете, что будет нелегко, но вам надо выиграть, вам надо подготовиться к этому разговору. И это значит, что вы должны его продумать не только со своей точки зрения, но и с точки зрения партнера. Если вы не сможете это сделать, считайте, что проиграли заранее. Он вам: «Это альфа», а вы ему: «Это омега» — сколько так можно беседовать?

Способность посмотреть на ситуацию глазами другого — одна из высших функций, которая, кроме человека, есть только у дельфинов, высших приматов и у врановых, то есть у ворон. Представление о сознании, о состоянии другого и планирование действий с оглядкой на них дает огромное поведенческое преимущество.

Люди, которые рано начали петь, музицировать, сильно отодвигают своего Альцгеймера

Мы можем говорить, что есть люди быстро обучаемые, и у них будет такая картинка в мозге, а есть медленно обучаемые. Но из того, что человек учится быстро, не следует, что он более умный! Все люди разные, извините за тривиальность. Эйнштейна в школу с трудом взяли. Говорить поздно начал, туго соображал. А это Эйнштейн. Из того, что он медленно двигается, следует только то, что он медленно двигается, и больше ничего.

Занятия музыкой ускоряют и активизируют работу мозга

Люди, которые рано начали петь, музицировать, сильно отодвигают своего Альцгеймера. Потому что музыка, если начать ею заниматься в раннем возрасте, — это очень интенсивная тренировка. Эти долготы, длинноты, ударения — они улучшают качество нейронной сети, делают мозг более пластичным.

Обучение меняет мозг

Мозг, с которым мы пришли в этот мир, и тот, с которым каждый из нас из него уйдет, — это совершенно разные структуры. В том, с которым мы заканчиваем земную жизнь, написан наш личный текст, ни у кого другого такого нет. Этот текст меняется каждую миллисекунду. Все, что мы сейчас говорим или слушаем, меняет наш мозг физически. Меняется качество и количество нейронов и их связей. Величина нервных волокон и даже та среда, в которой лежат эти нейроны, меняется в зависимости от того, что и как мы учим.

Татьяна Черниговская

Об эксперте

Татьяна Черниговская — доктор биологических и филологических наук, профессор СПбГУ, заслуженный деятель науки РФ.

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту. По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое. Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ. Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим. Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким. Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Источник http://www.psychologies.ru/standpoint/tatyana-chernigovskaya-obyem-pamyati-u-mozga-gigantskiy/

Добавить комментарий