Приказом от 25 февраля (2 марта) 1837года  Лермонтов арестован за стихотворение «Смерть поэта»

В эпоху Николая I с ее деспотизмом и репрессиями голосом русского народа и «потерянного» поколения стал Михаил Лермонтов. Он был услышан как поэт не сразу, а только после громкого протеста, выраженного в стихотворении 1837 года «Смерть поэта».

За что Николай I сослал Лермонтова на Кавказ


Литературный критик Виссарион Белинский называл Лермонтова «преемником» Пушкина. И молодой поэт, многое взявший от главного русского классика, не мог не откликнуться на смерть своего кумира. По слухам, его даже видели рядом с квартирой умирающего Пушкина, – но, скорее всего, это лишь фантазии современников.

Первая редакция (без последних 16 строк) стихотворения была написана, когда Пушкин еще не умер, но его смертельное ранение уже обсуждал весь Петербург. До Лермонтова доносились лишь слухи, которые касались в основном вопросов, кто прав и кто виноват в дуэли. Некоторые оправдывали Дантеса, другие же — обвиняли жену Пушкина Наталью Гончарову в непозволительных связях с французом.

Друг Лермонтова Святослав Раевский писал, что первоначальный текст элегии был собранием мыслей не только самого автора, но и «весьма многих» его друзей. Молодой поэт собрал их во время горячего обсуждения этой темы в своей гостиной. Сам же Раевский тогда жил в доме Лермонтова и оказал значительное влияние на распространение стихотворения, из-за чего тоже оказался под следствием по «Делу о непозволительных стихах…». В итоге Лермонтова сослали на Кавказ, но через год уже «простили».

После тиражирования стихотворения голос Лермонтова начал стремительно раздаваться во многих элитных гостиных. Его текст переписывался и заучивался, и даже дошел до «пушкинской плеяды» — Владимира Одоевского, Петра Вяземского и учителя поэта Василия Жуковского. «Вот стихи какого-то Лермонтова, гусарского офицера», — написал тогда князь Вяземский.

Через несколько дней после написания стихотворения у Лермонтова возник спор со своим родственником и по совместительству сотрудником тогдашнего МИД Николаем Столыпиным. Последний принял сторону противника Пушкина, добавив, что иностранцы не подлежат законам Российской Империи. Это не понравилось Лермонтову. По одной из версий, эта беседа и стала причиной того, что он дополнил стихотворение строками с критикой власти:

«А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!

По другой версии, на дополнение стихотворения Лермонтов решился после разговора с врачом Николаем Арендтом, который лечил и его, и Пушкина. Именно медик, возможно, и рассказал детали состояния умирающего поэта. Однако наиболее вероятно то, что Лермонтов счел несправедливым наказание, назначенное Дантесу. В России еще со времен Петра I существовал строгий закон за участие в дуэлях, — осудить могли вплоть до смертной казни. Французу же изначально назначили высшую меру наказания, но впоследствии его просто выслали из страны.

В эпиграфе к стихотворению Лермонтов призывает императора «быть справедливым и наказать убийцу». Он взят из трагедии французского драматурга «Венцеслав» Жана Ротру. Известно, что поэт включил его в канву стихотворения не сразу. Возможно, таким образом Лермонтов попытался смягчить негодование Николая I, когда прошел первый слух о его скором аресте за ранние версии стихотворения. Поэт подчеркивал, что хочет только наказания для убийцы и у него нет намерений «нападать» на императора. Однако даже подобное высказывание воспринималось императорской цензурой как непозволительная дерзость — нельзя диктовать волю царю.

«Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное», – написал глава жандармов Александр Бенкендорф в докладной записке Николаю I.

В ответном письме Николай I сказал, что уже успел прочитать произведение Лермонтова и даже назвал его «приятным стихом». По одной из версий, стихотворение императору читал Василий Жуковский, но без заключительных 16 строк. По другой — Николаю I пришла анонимная записка с текстом Лермонтова под заголовком «Воззвание к революции». В итоге император распорядился проверить писателя:

«Я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».

Вскоре Лермонтова и Раевского арестовали. В квартире поэта провели обыск, а также заперли его на верхнем этаже Главного штаба. Затем его перевели под домашний арест в квартиру бабушки Елизаветы Арсеньевой. Лермонтов, до этого публиковавшийся разве что в «Библиотеке для чтения» (и то не по своей воле), в объяснительной записке написал:

«Сам я их [стихов] никому больше не давал, но отрекаться от них, хотя постиг свою необдуманность, я не мог: правда всегда была моей святыней и теперь, принося на суд свою повинную голову, я с твердостью прибегаю к ней, как единственной защитнице благородного человека перед лицом царя и лицом божиим».

Приказом от 25 февраля 1837 года Лермонтова сослали на Кавказ прапорщиком в Нижегородский драгунский полк. Раевского же выслали в Олонецкую губернию (территория современной Карелии). На Кавказе Лермонтов встретился со другими людьми интеллектуальной элиты того времени — и с Виссарионом Белинским, и с декабристами Александром Одоевским, Михаилом Нарышкиным. Отголоски кавказской жизни отразились в творчестве поэта. Примерно через год Лермонтова «простили», чему он, кстати, не очень обрадовался.

«Если ты поедешь на Кавказ, то это, я уверен, принесет тебе много пользы физически и нравственно: ты вернешься поэтом, а не экономо-политическим мечтателем, что для души и для тела здоровее. Не знаю, как у вас, а здесь мне после Кавказа все холодно, когда другим жарко, а уж здоровее того, как я теперь, кажется, быть невозможно», — написал Лермонтов в письме к Раевскому в 1838 году.

Семейная история М.Ю. Лермонтова была отягощена травматическими событиями, именно поэтому его переживание отличалось от переживаний окружающих

Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна, урожденная Столыпина, — властная, независимая в суждениях, решительная, амбициозная, настоящая наследница рода Столыпиных после свадьбы с Михаилом Васильевичем Арсеньевым, поручиком гвардии, умело вела хозяйство в имении Тарханы в Пензенской губернии, купленном ее мужем. Тем самым значительно преумножила средства семьи. Будучи истинной помещицей, имела «причуды»: боясь лошадей, ездила в повозке, запряженной крепостными. Было крута нравом: наказывала крепостных, обривая мужчинам полголовы, обрезая женщинам косы.

Замужество Елизаветы Алексеевны оказалось не слишком удачным. По некоторым данным, первые дети умерли в младенчестве (Бондаренко, 2015). Супруги имели слишком разные интересы: Михаил Васильевич увлекался домашним театром, любил устраивать развлечения, а его жена больше занималась домом, поместьем. К тому же дочь Мария родилась слабой и болезненной, требующей внимания и ухода, да и у самой Елизаветы после родов появились серьезные проблемы со здоровьем. Скоро Михаил Васильевич стал изменять ей с соседкой-помещицей Н.М. Монсыревой, муж которой служил в армии и часто отсутствовал.

Когда дочери исполнилось 15 лет, в семье произошла трагедия. На новый, 1810, год, в доме был устроен бал с театральным представлением. Михаил Васильевич ждал в числе гостей и свою любовницу, но в разгар торжества получил известие о том, что она не приедет. Затем состоялся супружеский конфликт, после чего Михаил фактически попрощался с женой и дочерью, выпил яд и умер (Висковатый, 2017).

По некоторым воспоминаниям Елизавета Алексеевна, сказав после смерти мужа: «Собаке собачья смерть», — уехала с дочерью в Пензу, не оставшись на похороны мужа (Висковатый, 2017). Однако, затем, спустя годы, говорила о том, что была мужем любима и «счастлива до конца». Она также настояла, чтобы внука назвали в честь деда (несмотря на традицию Лермонтовых называть мальчиков Юриями или Петрами). И потом часто отмечала сходство Миши с покойным Михаилом Васильевичем. Кроме того, построила в Тарханах храм Архангела Михаила не только ради внука, но и в память о муже. Так или иначе, но эта трагедия стала серьезной травмой в семейной истории, к тому же завуалированной, непроговоренной и непережитой амбициозной Елизаветой.

Мать Михаила Юрьевича Лермонтова, Мария, — единственная дочь Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича Арсеньевых — родилась 17 марта 1795 года, возможно, после умерших младенцев. Девочка была хрупким, болезненным ребенком, требовала много внимания матери. При дистантных отношениях родителей стала единственным объектом любви для матери. Таким образом, была автоматически включена в их отношения. Как отмечали в своих воспоминаниях знавшие ее люди, Мария была чувствительна, мечтательна; с удовольствием читала сентиментальные романы, играла на клавикордах, исполняла романсы. В Тарханах ее вспоминали как тихую, добрую, но слабую здоровьем барышню (Бондаренко, 2017; Висковатый, 2017).

Мария Михайловна встретила недавно вышедшего в отставку молодого, красивого офицера Юрия Петровича Лермонтова в гостях у родственников. Он поразил ее статью, любезным обхождением. Молодые люди понравились друг другу. Мария Михайловна сразу объявила матери, что он именно тот, кто станет ее мужем. Мать была категорически против: обедневший дворянин без перспектив — не пара наследнице старинного богатого рода Столыпиных, имеющих связи при дворе. Но Мария Михайловна уверенно стояла на своем, угрожала матери суицидом. Елизавета Алексеевна имела рычаги воздействия на дочь — после смерти мужа она записала его наследство на себя, формально Мария ничего не имела, мать могла пригрозить лишением средств (что делала впоследствии неоднократно при других обстоятельствах). Но против угрозы суицида Елизавета Алексеевна устоять не могла — после случившейся трагедии, под страхом потери дочери она разрешила этот брак. В 1811 году состоялась помолвка, а через некоторое — венчание (достоверных данных о дате свадьбы не сохранилось.

Юность невесты, скоропалительность помолвки, сопротивление этому браку матери невесты при настойчивости Марии — эти признаки могут указывать на, по сути, сепарационный брак, с помощью которого девушка, возможно, пыталась обрести независимость от матери.

Но, если такие надежды у Марии и были, то они быстро развеялись. Молодая семья собственных средств почти не имела, жили супруги при Арсеньевой, в ее доме. Юрий Петрович был введен на должность управляющего именьем. Влияние же на Машу со стороны матери осталось фактически неизменным.

В 1814 году семья (включая Арсеньеву) приехала в Москву — Елизавета Алексеевна справедливо полагала, что слабой здоровьем Маше лучше рожать там. И в ночь на 3 октября (по старому стилю) Мария Михайловна родила сына — будущего поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Роды были действительно сложными, мальчик родился слабым, рос болезненным.

Сепарационный брак редко бывает благополучным. Елизавета Арсеньева постоянно вмешивалась во все семейные дела, конфликтовала с нелюбимым зятем. Юрий Петрович все чаще искал утешенья на стороне, между супругами вспыхивали ссоры. Однажды, при очередном бурном конфликте Юрий Петрович в пылу сильно ударил свою жену кулаком по лицу. Это ли нервное потрясение стало роковым или слабое здоровье дало о себе знать, но у Марии Михайловны развилась скоротечная чахотка, которая и погубила молодую женщину в 22 года.

После смерти жены Юрий Петрович, не вынеся упреков тещи, обвинявшей его в смерти Марии, уехал в свое родовое поместье в Тульской волости. Маленький Миша остался у убитой горем бабушки. Елизавета Алексеевна, видя во внуке единственное утешенье, сделала все, чтобы не отдать его отцу. Всю любовь к погибшей дочери Арсеньева перенесла на Мишу. Ко всему прочему, она небезосновательно полагала, что Юрий Петрович не в состоянии воспитать сына так, как полагалось в аристократической семье: затрачивая огромные средства на обучение языкам и изящным искусствам.

Существует версия о том, что Елизавета Алексеевна предложила своему зятю 25 тысяч рублей за то, чтобы он не вмешивался в воспитание маленького Михаила. Арсеньева таким образом составила завещание, что внук мог получить все ее состояние в наследство, если до 16 лет будет воспитываться лишь бабушкой, без вмешательства отца (Бондаренко, 2015: Висковатый, 2017). Юрий Петрович согласился и вынужден был довольствоваться редкими встречами с сыном.

Данное обстоятельство тяжело переживалось Михаилом. Короткие редкие встречи сменялись долгим ожиданием. Горечь разлуки нашла свое отражение в творчестве поэта и, видимо, наложила серьезный отпечаток на отношения Лермонтова с миром. Когда Михаилу исполнилось 16 лет, отец собрался забрать его у бабушки. Юноша был готов к этому переезду, но его намерение сломило Елизавету Алексеевну. Опасаясь смерти любимой бабушки от горя, Михаил передумал и остался с ней. Юрий Петрович уехал один, а 1 октября 1831 г. умер. Есть сведения, что отец и сын так и не повидались, возможно, Михаил сумел побывать на его похоронах (Бондаренко, 2015).

Лермонтов доставлял немало хлопот как Елизавете Алексеевне, так и своим учителям. Он рос избалованным мальчиком, хоть весьма умным. Бабушка не скупилась на траты, стараясь дать внуку лучшее воспитание и образование. Чтобы внуку было не одиноко в поместье, Елизавета Алексеевна пригласила в Тарханы мальчиков-ровесников из числа родственников. До 1828 г. Михаил находился на домашнем обучении под присмотром гувернеров. Затем Арсеньева переехала с внуком в Москву, где определила его в Московский благородный пансион полупансионером — т.е. юноша после занятий возвращался в квартиру к бабушке, в то время как его товарищи жили при пансионе. Из пансиона его забрали в 1830 г., не дожидаясь окончания, когда по приказу императора Благородный пансион был переименован в обычную гимназию — за излишнюю вольность пансионеров.

Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Эти годы были весьма плодотворны для развития поэтического дара юноши. Были, например, написаны драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») и «Странный человек», стихотворение «Ужасная судьба отца и сына», цикл любовной лирики: «Н. Ф. И… вой», «Романс» , «К…» , «Измученный тоскою и недугом» , «Сонет» и др.; поэмы «Измаил-бей», «Литвинка», «Исповедь» — прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1829 написана в первой редакции поэма «Демон».

Но сама учеба не задалась — сначала из-за холеры почти год не было занятий. Да и дерзость в поведении Михаила по отношению к преподавателям, смерть отца — все это не позволило поэту задержаться в университете. По окончании второго года обучения Лермонтов не был аттестован ни по одному предмету. По совету Елизаветы Алексеевны было решено поступать в Санкт-Петербургский университет, но там отказались зачесть уже пройденные дисциплины, требовалось начинать занятия с первого курса, на что Лермонтов не согласился. Затем неожиданно для Арсеньевой Михаил поступил в юнкерскую школу — вопреки ее протестам. Что заставило так поступить молодого поэта? Возможно, это стало своеобразной данью памяти отца — потомственного военного — и его роду. Но, скорее всего, это был акт попытки сепарации от любимой, но неотступной бабушки.

В Юнкерской школе Лермонтов проучился два года, немедленно попав под влияние разгульной жизни молодых повес. Там же его поэзия претерпела значительные изменения — вместо исполненных духом романтизма произведений из-под его пера вышел цикл циничных скабрезных стихов (Бондаренко, 2015). После окончания Юнкерской школы Лермонтов был принят корнетом в Лейб-гвардии Гусарский полк. Но после признанного властями крамольным стихотворения «Смерть Поэта», написанного после гибели А.С.Пушкина, Михаил был арестован и сослан в Нижегородский драгунский полк на Кавказ в звании прапорщика. Стараниями бабушки он был переведен в том же 1837 г. в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк.

Эти годы были весьма плодотворными для творчества М.Ю. Лермонтова, но его частная жизнь неизменно сопровождалась скандалами. Желчный и резкий, Лермонтов сыскал репутацию задиры. Несколько дуэлей удалось избежать, их отменили буквально в последний момент. Но в 1840 году состоялась первая дуэль Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Брантом. По одной из версий, дуэль состоялась из-за женщины, Марии Щербатовой, по другой — из-за оскорбления Михаилом Эрнеста. Дуэль обошлась без жертв, но расследования избежать не удалось, в результате которого Лермонтов попадает в Тенгинский пехотный полк, в действующую армию на Кавказ. Там Михаил Юрьевич храбро сражался, был представлен к отличию, но прошение о награде было отклонено императором. И после каждого скандала, грозящего М.Ю. Лермонтову наказанием, бабушка подключала все свои связи при дворе, чтобы облегчить участь внука.

Источники: Драма М. Ю. Лермонтова: врожденное растройсство личности или влияние семейной истории? Мнение семейного системного психотерапевта и мнение психиатра – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)

https://weekend.rambler.ru/read/48246950/?utm_content=weekend_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

За что Николай I сослал поэта Михаила Лермонтова на Кавказ — Рамблер/субботний (rambler.ru)

Добавить комментарий