Психологический гений Достоевского

(1821-1881)

Фёдор Михайлович Достоевский писал в 1876 году: «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому лишь материалом и средством (вспоминается знаменитая «проговорка» Германа Грефа – В.С.), а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько там их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твердо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может».

Указ В.В. Путина о праздновании 200-летия со дня рождения Фёдора Достоевского

Учитывая выдающийся вклад Ф.М. Достоевского в отечественную и мировую культуру и в связи с исполняющимся в 2021 году 200-летием со дня его рождения, постановляю:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2021 году 200-летия со дня рождения Ф.М.Достоевского.

2. Правительству Российской Федерации: образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского и утвердить его состав; обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых празднованию 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Психологический гений Достоевского

Сам Фёдор Михайлович не жаловал современную ему психологическую науку, которая в те времена была весьма схоластичной дисциплиной. Он справедливо полагал, что тогдашние психологи слишком упрощенно подходят к пониманию человеческой души. Фактически сам Достоевский и был лучшим психологом своей эпохи, в частности, первым по времени и более глубоким психоаналитиком, чем Фрейд и его атеистические последователи.

Всю сложность, противоречивость, капризность, многофакторность человеческой психики и поведения Достоевский виртуозно выразил в своих произведениях.

Психологический гений Достоевского обусловлен не только специфической врожденной одаренностью, особо чуткой нервно-психической организацией, но и особенностями биографии писателя, широтой жизненного опыта, уникальностью пережитых экстремальных ситуаций (смерть матери, когда ему было 15 лет;

внезапная смерть (убийство?) отца, когда Фёдору было 17 лет; собственная тяжелая и загадочная болезнь – эпилепсия; ранняя литературная слава; арест и инсценировка его казни вместе с петрашевцами; каторга – «мёртвый дом»; любовные драмы; «запойная» игра в рулетку; крайняя бедность и др.). В результате возник исключительный феномен психологической проницательности, эмпатии-всепонимания.

Анализ произведений Ф. М. Достоевского помимо его постоянной христианской целеустремленности позволяет также реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался и сознательно, и интуитивно в своем творчестве. При этом на наш взгляд, можно вывести следующие принципы понимания человека Достоевским:

– Человек чрезвычайно сложен, сложнее привычных стереотипов добра и зла. Он воистину единство и борьба противоположностей, он диалектичен. Научные абстракции слишком сухи и тощи, чтобы правильно понять человека. «С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!».

– Человек не только «человек разумный», но и «человек страстный» (эмоциональный, аффективный). Причем разум — это не только благо, но нередко и зло. Именно «по разуму», из логически обоснованной идеи Раскольников совершает страшное преступление. Недаром злодеи, вроде Петра Верховенского, Смердякова, Ставрогина, Свидригайлова отличаются рационалистичностью. Идеалом для Достоевского является, прежде всего, сердечный (любящий, добрый, жертвенный) человек (старец Зосима, князь Мышкин, Алеша Карамазов, Соня Мармеладова и др.), а в реальной жизни А. С. Пушкин «с его любящею и прозорливою душой».

– Человек вполне общественное, коллективное существо. Перефразируя название офорта Гойи «Сон разума, порождает чудовищ», можно сказать, что и «одиночество порождает чудовищ». Именно в одиночестве Раскольников выдумывает свою наполеоновскую теорию вседозволенности. Одинок Иван Карамазов, Смердяков, Свидригайлов, Ставрогин. Зато положительные герои всегда среди людей, почти по-детски открыты, общительны (Алеша Карамазов, Мышкин, Разумихин и др.).

– Человек обладает свободной волей.

Он отвечает за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды («Сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку — среда что ли его на это понудила?!»). Однако существуют аффективные состояния, вызванные, например, болезнью, когда человек не может контролировать свои поступки (защита Достоевским беременной крестьянки, совершившей преступление).

Счастье в любви

Счастье человека «не в комфорте», а в любви к другим людям, которая, так или иначе, возвращается к нему (Соня и каторжные, Алеша Карамазов и дети). Люди не способные на это, человеконенавистники — гибнут, т.к. не выносят даже самих себя (самоубийства Ставрогина, Смердякова, Свидригайлова). С другой стороны, не следует закрывать глаза и на человеческое «подполье», т.е. все тёмное в недрах человеческой психики, на жестокость людей, которые способны погубить даже самых светлых личностей (таких как князь Мышкин и Кроткая).

Вместе с тем в обыденной жизни Достоевский был человеком, которому «ничто человеческое не чуждо». Особенно ярко это проявляется в его переписке с женой Анной Григорьевной, где писатель предельно открыт и искренен. Был он и сыном своего времени, родившимся и жившим до сорока лет в стране крепостного права, где были господа и рабы, а библейское изречение «кто не работает, да не ест» было забыто.

Возвращаясь к творчеству Ф. М. Достоевского, следует сказать, что многие сцены в романах писателя — это художественные «психодрамы» и «социодрамы», (хотя бы знаменитая сцена исповеди Настасьи Филипповны в «Идиоте»). Искуснейшим образом даются всевозможные аффективные состояния, вплоть до раздвоения личности («Двойник»), или рефлексивная диалогическая борьба, роль подтекста (следователь Порфирий Петрович и Раскольников). Поражает пророческий анализ актуальной для нашего времени психологии экстремизма и терроризма («Бесы»). Вместе с тем, показательно, что нередко приводя описания жестоких, даже «душераздирающих» сцен, писатель соблюдает чувство меры. Например, в романе «Преступление и наказание» менее пяти страниц отведено сцене убийства и почти пятьсот – последующим душевным терзаниям убийцы. Таков художественный баланс зла и добра. Это не современные криминальные романы и фильмы, повествующие об убийцах, маньяках и садистах, в которых авторы пренебрегают всякой этикой и человечностью ради наживы. Наконец, опыт «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского – это великолепный образец интерпретации своих наблюдений в своеобразной социально-психологической публицистике. В частности, всё также актуален анализ противостояния либералов«западников» и патриотов-«почвенников». Ценностно-ментальные типажи оказались весьма устойчивыми. (Валентин Семенов, доктор психологических наук, профессор. В печатном виде впервые опубликовано в газете «Книжная лавка писателей», №56, 31.12.2020, стр.9)

https://ruskline.ru/analitika/2021/01/27/dostoevskii_kak_psiholog

Кстати, прозвище «идиот» Достоевскому, судя из открытых источников, дали в инженерном училище. Писатель поступил туда по настоянию отца, не испытывая ни малейшего призвания к этой профессии, и отношения с сокурсниками у него не сложились.

Достоевский признавался в симпатии к своему персонажу князю Мышкину, которого сделал носителем некоторых своих черт и убеждений, за тем исключением, что князь — это святая простота без злости и зависти, всепрощающий прообраз Христа. Посредством этого литературного героя писатель словно ставил в романе эксперимент: сможет ли человек с таким мировосприятием выжить в суровых реалиях и какое влияние будет оказывать на людей его простота, доброта, уступчивость, соглашательство без тени критики и всепринятие. (Буркова Елена Викторовна. Психолог, Клинический психолог КПТ — г. Челябинск). https://www.b17.ru/article/274431/

Источники:

https://img51994.1tv.com/img/2020-11-02/fmt_87_24_642953.jpg

https://ruskline.ru/analitika/2021/01/27/dostoevskii_kak_psiholog

https://www.b17.ru/article/274431/

Добавить комментарий