Психологическая культура личности

Развитие психологически здоровой личности связано с осознанием человека не только себя в мире, но и себя во взаимодействии с этим миром, с людьми, формированием гуманистического мировоззрения, с пониманием сути этических аспектов социальных процессов, с развитием духовных способностей, с осознанным построением личностных смыслов, которые определяют качественную специфику его поведения.

В вузе важно помочь студентам осмыслить свои психологические особенности и суть личностных устремлений в контексте психологической культуры личности.

Психологическая культура личности формируется на основе полноценного психического развития и развивающихся духовных потребностей, охватывающих нематериальные стороны бытия. Смысл феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек испытывает потребность не только в психологическом знании и осознании психологических свойств собственной личности, но и в умении использовать эти знания во взаимодействия с другими людьми, обществом с гуманистических позиций в контексте общечеловеческих ценностей. Центрообразующим моментом психологической культуры личности является понимание и уважение уникальности, сложности и ценности человека, его жизни, его внутреннего мира.

Психологическая культура личности предполагает, что реализация психологических знаний в обществе осуществляется с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека и исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу.

Психологическая культура личности — очень емкое и многоаспектное понятие, оно включает:

  • знание научных основ психологии;
  • понимание значения общей культуры для развития личности и индивидуальности;
  • активную нравственную позицию;
  • понимание сложности, ценности и неповторимости каждого человека;
  • желание и умение понимать наиболее существенные особенности у себя самого и другого человека, определять истинный смысл поступков, настроений;
  • желание и умение понимать, уважать и учитывать в общении с другими людьми их интересы, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания;
  • способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения во мнениях, оценках и представлениях, возникающих у людей;
  • умение владеть собой, своим поведением, проявлением своих чувств и отношений;
  • потребность и умение не унизить своего чувства личностного достоинства и достоинства другого человека;
  • благородство чувств и поступков, способность к сопереживанию.

Психологическая культура личности проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Она основана на признании ценности внутреннего мира человека, без исходного представления о масштабности и ранимости которого нельзя полноценно объяснить любое психическое проявление и реальное поведение людей.

Все не просто в человеческих отношениях, они требуют такта, чуткости и мудрости от каждого. Психологическая культура личности не только проявляется во взаимодействии людей, но обусловливает гуманистический, толерантный характер этого взаимодействия. В основе такого взаимодействия — стремление к взаимному пониманию, способность быть терпимым, снисходительным к не похожим на нас другим людям, особенностям их поведения и образу жизни. «На самом деле люди неравны от природы и неодинаковы ни телом, ни душой, ни духом. Они родятся существами различного пола; они имеют от природы неодинаковый возраст; неравную силу и неравное здоровье; им даются различные способности и склонности; различные влечения, дары и желания… на свете невозможно найти двух одинаковых людей» [8, с. 14—15].

Общество сильно как раз многообразием разных людей. Люди могут быть равноценными, оставаясь разными. Важно научиться ценить в другом человеке другого человека и уважать его право — быть другим. Ю. М. Лотман замечает, что у нас слабо развита культура ценить другого человека, который думает иначе, чем мы, «мы все хотим, чтобы он был такой, как я, чтобы мне легче было с ним разговаривать» [16]. Однако при этом нельзя забывать, что есть моральные, этические законы для всех. Человек не имеет права на убийство, на оскорбление и унижение другого человека, не имеет права на проповедь убийства, насилия, воровства и пр.

Толерантность порождается такими человеческими качествами, как, например, доверие, честность, бескорыстие, доброжелательность, заботливость, и проявляется по отношению к людям другой культуры, национальности, вероисповедования, разных возрастных и социальных групп и пр.

В контексте психологической культуры реализуется живое общение, обусловленное взаимной заинтересованностью собеседников. Способность человека к переживанию, сопереживанию, способность сострадать, сочувствовать, содействовать, поступать великодушно являют собой суть тончайших человеческих взаимоотношений и составляют основу психологической культуры личности.

Л. С. Выготский придавал большое значение эмоциональному развитию человека. Он писал: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность и почемуто все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать» [3, с. 141]. «Врастание в культуру» Л. С. Выготский во многом связывал с эмоциональным развитием человека и предупреждал об опасности эмоционального невежества. Эмоциональная неразвитость нарушает чувства связи человека с людьми, обедняет этическое и эстетическое восприятие мира.

Психологическая культура личности предполагает тонкость и богатство эмоциональной сферы человека. Это позволяет ему воспринимать и понимать чувства и переживания других людей, откликаться на них, сострадать им. Еще Януш Корчак замечал, что добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой.

В переживаниях отражается суть человека, его отношение к людям, к значимым явлениям общественной жизни, к тем культурным, социальным и нравственным ценностям, которые существуют в обществе.

Особенно важными в контексте развития психологической культуры личности являются нравственные чувства. «Наверное, нет темы более важной для понимания культуры, чем нравственность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность, настолько тесная и глубокая взаимосвязь существует между ними. Можно аргументировано доказать (и это уже было доказано), что значительная часть содержания культуры и цели ее освоения состоят в том, чтобы обеспечить включение индивида в культурно-специфические процессы и постижение им норм нравственности, справедливости и честности» [18, с. 249].

Отношение к человеку как к высшей ценности составляет основу нравственных чувств и духовности личности. Каждое нравственное чувство (патриотизм, товарищество, дружба, любовь, честь, долг, совесть и др.) — сложное единство переживаний и размышлений человека. Люди постепенно приходят к таким переживаниям, как достоинство, совесть, честь, право, любовь к Родине. Нравственные чувства возникают тогда, когда человек начинает понимать, чувствовать и учитывать в своих действиях и отношениях интересы других людей.

Можно предположить, что дефиниция психологической культуры личности — это совесть, т. е. комплекс эмоциональных переживаний человека, основанных на осознании безусловной нравственной ответственности перед людьми, перед обществом и самим собой за свои поступки, дела и отношения, за свое поведение и общение, быть ответственным за них. Этот комплекс переживаний составляет содержание феномена «совесть». Поступок и поведение по совести — это поступок и поведение с учетом чувств и интересов другого человека, других людей.

Психологически понятие совести можно конкретизировать через явление сопереживания, сочувствия — особой способности человека представлять себя на месте другого, чувствовать ответственность за происходящее.

Ю. М. Лотман задавал вопрос: «Чему же учатся люди?» И отвечал: «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести». Он подчеркивал, что «как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести» [16, с. 167].

Совесть — это способность человека дать внутреннюю оценку своим поступкам и нести ответственность за них. Руководствуясь совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. В. Д. Шадриков отмечает: «Совесть выступает в форме внутреннего императива, определяющего поведение человека при достижении самых различных целей» [32, с. 25].

Феномен «совесть» тесно связан с феноменом «долг» (нравственная обязанность). Оба эти понятия предполагают наличие у человека чувства личной ответственности за свои дела и поступки. В. А. Пономаренко замечает: «Долг! Должен! А ведь долг порождается совестью, одухотворяется такой ценностью личности, как ответственность» [21, с. 160]. Сознание выполненного долга переживается как чистая совесть, нарушение долга сопровождается «угрызениями» совести.

Феномен «совесть» связан и с феноменом «честь». Неслучайно ряд ученых и деятелей культуры замечают, что честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь: «…совесть нужна каждому человеку и не только в важные, поворотные минуты его жизни, но и в ежедневных делах и в обыденных отношениях; и то, что не тронуто ее лучом, оказывается не только недоброкачественным в смысле духовной ценности, но и жизненно непрочным, некрепким, в высшей степени подверженным распаду и в личной, и в общественной жизни… Там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной» [8, с. 181].

Одним из результатов осознания своего долга, своей чести и ответственности перед людьми и обществом является чувство собственного достоинства. Это чувство отражает нравственное отношение человека к самому себе. Сознание собственного достоинства помогает человеку контролировать себя, предъявлять к себе определенные требования и выполнять их. Во все времена подчеркивалась важность постулата: никогда не терять уважения к себе. Так, еще в начале семнадцатого века испанский писатель Бальтасар Грасиа писал: «Да будет твоя совесть мерилом твоей правоты и строгость собственного приговора важнее чужих мыслей, не делай неподобающего, страшась не суда людского, а голоса своего благоразумия»[1].

Именно сообразуясь с собственной совестью, человек делает выбор во всех случаях жизни. Не следует, пытаясь оправдать свое поведение, некрасивый поступок, заведомо неверное решение, винить во всем обстоятельства: дескать, они вынудили меня поступить, сделать, решить так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-разному. В. Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет, что там некоторые из заключенных вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми [30].

Выбор всегда и индивидуален, и ответственен. И существует во всех обстоятельствах. Ю. М. Лотман замечает: «Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. Совесть — это то, что диктует, как поступать, когда есть выбор. А выбор есть всегда, и там, где есть выбор, там есть ответственность» [16, с. 167].

Человек работает вместе с людьми и для людей. Поэтому его отношение к другим людям играет важную роль в мотивации его трудовой деятельности. Поступок по совести — это поступок с учетом чувств и интересов другого человека, других людей.

Любая несправедливость, любое насилие над человеком любого возраста, над законом, обществом, культурой, наукой, любое недобросовестное или корыстное выполнение профессиональных, должностных обязанностей реализуют люди без совести, люди, «не отмеченные психологической культурой личности»:

  • • совестливый строитель не допустит брака, он знает, что в построенном им здании будут находиться (жить, работать) люди;
  • • совестливый чиновник не будет вымогать взятку;
  • • совестливый техник не выпустит в полет неисправный самолет;
  • • врач, думающий только о заработке, а не о том, как лучше лечить больного, становится плохим врачом, и люди стараются избегать его «услуг»;
  • • совестливый политик будет работать в интересах своей страны и пр.

Бытие по совести позволяет человеку поддерживать на должном уровне уважение к самому себе. В. А. Пономаренко замечает, что «мотивом к нравственной организации профессиональной деятельности выступают не столько долг, юридическая ответственность, страх наказания и потеря работы, сколько духовная субстанция в виде доверия, которое люди оказали тебе» [22. с. 93], т. е. совесть.

Психологическая культура личности обусловливает активное сопротивление нравственному цинизму, негативному и иным проявлениям разрушительного воздействия бездуховности на человека и общество. Потому важно помочь молодому человеку наряду с овладением профессиональной культурой «войти» в психологическую культуру личности.

Итак, основу психологической культуры личности составляют:

  • развивающиеся духовные потребности человека, которые охватывают нематериальные стороны бытия;
  • формирующееся отношение к человеку как к высшей ценности;
  • совесть — комплекс эмоциональных переживаний, основанных на безусловной нравственной ответственности перед людьми, перед обществом и перед самим собой за свои отношения, поступки, за свое поведение и жизнь в целом.

Гуманитарный потенциал учебного предмета «Психология» можно рассматривать как часть культурного процесса, направленного на развитие внутреннего мира, нравственного потенциала, гуманистического мировоззрения студентов. Психология в вузе должна содействовать той стороне профессионализма, которая закладывает основы, прежде всего, профессионального сознания — духовного содержания профессии. В. А. Пономаренко замечает: «Духовная культура входит в структуру психического образа профессионала, регулирует уровень самосознания, саморазвития и самосовершенствования» [22, с. 92].

Профессиональная культура и психологическая культура личности специалиста (специалиста любого профессионального профиля) — это не синонимы, это два разных феномена. И важно, чтобы в процессе обучения в вузе они развивались и в профессиональной деятельности непременно взаимодействовали.

Источник: Психологическая культура личности — Методика преподавания психологии в высшей школе (studme.org)

Дубровина, И.В. Методика преподавания психологии в высшей школе : учебник для вузов / И. В. Дубровина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 213 с. — (Высшее образование).

Добавить комментарий