Проба пера: магистры проводят лекции у первокурсников — Елена Владимировна Рябова. «Общая психология»-1 курс. «Речевая реабилитация».

Понятие реабилитационного пространства означает территориальную систему ведомств, служб, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск, организацию, профилактическую и реабилитационную активность среди несовершеннолетних.

Скачать презентацию РЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Реабилитационное пространство включает в себя территориальную систему ведомственных структур, учреждений, служб и организаций, общественных инициатив, обеспечивающих единство и непрерывность реабилитационного процесса, включающего: оказание помощи и поддержки эффективного развития несовершеннолетних; выявление и профилактику социально дезадаптированных несовершеннолетних, реабилитацию несовершеннолетнего, направленную на его позитивную социализацию.

Структура реабилитационного пространства (РП) представлена:

-   объектами – несовершеннолетними группы социального риска;

-   субъектами – социальными институтами, группами людей и отдельными гражданами, реализующими деятельность по реабилитации несовершеннолетних;

-   общественным мнением, СМИ, определяющими возможности успешной адаптации несовершеннолетних, относящихся к зоне или группе социального риска;

-   физическим пространством, его адаптированностью к специфике несовершеннолетних (детей-сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.);

-   проблемным комплексом – проблемами, ограничивающими возможности полноценного раскрытия личностного реабилитационного потенциала (внутренних и внешних ресурсов) несовершеннолетнего и препятствующих достижению целей реабилитации.

Целями создания реабилитационного пространства являются: достижение единства и непрерывности реабилитационного процесса; восстановление социального статуса клиента; достижение клиентом необходимого уровня социальной и личностной автономности; повышение уровня социальной адаптации и содействие успешной социализации.

При построении РП системообразующим фактором выступает первичный институт социализации – семья, а «реабилитационное пространство» представляет собой территориальное объединение, структура которого обусловлена задачами достижения максимальной эффективности реабилитационного процесса.

Задачи РП: обеспечение непрерывности и единства подходов в оказании помощи, соблюдение прав и интересов несовершеннолетнего;

реализация принципа добровольности, доверия, личностно ориентированного подхода в решении проблем несовершеннолетнего и его семьи.

Принципы функционирования РП:

Принцип клиентоцентризма подразумевает создание условий для развития и самореализации клиента, восстановление его в правах и возможностях.

Принцип системности обеспечивает всесторонний анализ проблемы социальной дезадаптации, выявление факторов и причин, способствующих ее возникновению, разработку и реализацию системы мероприятий, необходимых в конкретной проблемной ситуации.

Принцип развития определяет готовность системы к саморазвитию, привлечению новых структур, корректированию функциональных характеристик в зависимости от социальной ситуации.

Принцип целостности обеспечивает реализацию реабилитационных мероприятий на всех уровнях социальной политики (клиент, его семья и социальное окружение, учреждения и ведомства, общественное мнение, законодательство и государственная социальная политика в целом).

Реализация принципов реабилитационного пространства предоставляет возможности для получения социальных услуг клиентами; обеспечивает координацию деятельности участников реабилитационного пространства, позволяет выявить существующие потребности в социальных услугах и инициировать появление новых структур, механизмов, форм и методов.

В качестве критериев, позволяющих провести оценку эффективности реабилитации несовершеннолетних в реабилитационном пространстве, могут применяться следующие:

-  социальный критерий (число несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН; число детей, признанных нуждающимися в государственной защите, изъятых из семьи и прошедших реабилитацию в социальном приюте; число несовершеннолетних, совершивших правонарушения; количество семей, находящихся в социально опасном положении);

-   дидактический критерий (показатели посещаемости детьми и их семьями досуговых мероприятий (в том числе совместное посещение), организуемых как в учреждениях образования, так и вне их; показатели посещаемости детьми клубов, кружков и секций по интересам; показатели посещаемости родителями «родительского клуба» и т. п.);

-   психологический критерий (изменение личностных качеств несовершеннолетних, прошедших реабилитацию (ценностные ориентации, мотивация к учебе, труду, изменения в показателях самоотношения);

-   социально-педагогический критерий (формирование активной жизненной позиции ребенка, способствующей его интеграции в общество; овладение умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникативными навыками, правилами поведения в обществе и др.).

Таким образом, условиями эффективного функционирования реабилитационного пространства выступают:

-   наличие социальных служб и учреждений, ведомств, общественных организаций, реализующих свою деятельность в рамках мероприятий, направленных на защиту детства;

-   наличие «лидера» в инициации и координации субъект-субъектных отношений между участниками реабилитационного пространства;

-   взаимодействие участников реабилитационного пространства должно осуществляться на основе разработанных и регламентированных механизмов, закрепленных на нормативно-правовом уровне;

-   обеспечение условий взаимовыгодного сотрудничества, мотивирование участников процесса на активную позицию в решении проблемы, взаимообмен достижениями и своевременную координацию реабилитационных мероприятий;

-   повышение квалификации специалистов, создание условий для реализации супервизорства;

-   реализация всеми участниками реабилитационного пространства единой программы реабилитации несовершеннолетнего (семьи) на основе междисциплинарного и межведомственного взаимодействия.

Создание реабилитационного пространства предполагает:

1) определение структуры реабилитационного пространства, входящих в нее субъектов (социальных институтов);

2) формулировку направлений деятельности, обозначение адресных функций специалистов, входящих в структуру реабилитационного пространства, регламентацию механизмов взаимодействия специалистов и сроков реализации программы;

3) создание нормативно-правовой и методической базы, способствующей эффективной реализации реабилитационных программ в рамках реабилитационного пространства.

Эффективность функционирования единого реабилитационного пространства обеспечивается:

субъект-субъектным взаимодействием всех участников процесса; социальной ответственностью и профессиональной компетентностью субъектов реабилитационной деятельности; личной заинтересованностью участников во взаимодействии со всеми элементами системы; согласованностью интересов субъектов системы, объединенных достижением единой цели; иерархичностью, саморазвитием и автономностью субъектов реабилитационного процесса.

Комплексная реабилитация нарушения речи

Комплексная реабилитация – это совокупность согласованно проводимых медицинских, психолого-педагогических, логопедических, и социально-культурных мероприятий, направленных на восстановление личности ребенка и его полноценной жизни в условиях общества, с учетом его ограниченных возможностей. В связи с этим реабилитация таких детей должна быть направлена на приобретение изначально отсутствующих навыков и свойств, по возможности, на уменьшение влияния патологических тенденций развития. Специалистами составляются комплексные программы мероприятий, предназначенных для разных нозологических групп детей. Психолог, логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования работают в единой связке, активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, специалисты строят свою работу на основе общих педагогических принципов, осуществляя свое направление не обособленно, а системно, проходя ряд взаимосвязанных этапов. Основными принципами построения реабилитационного процесса являются принципы индивидуально-дифференцированного подхода и междисциплинарного взаимодействия в реабилитационном процессе. При этом учитывается сложная структура особенностей развития ребёнка, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.

С целью повышения эффективности работы и исключения возникновения, противоречащих друг другу влияний на ребенка, ведется координированная работа всей реабилитационной группой специалистов.

Для достижения поставленной цели (социальной реабилитации) специалисты решают следующие задачи:

• создание системы социально-психологических мероприятий для достижения цели;

• проведение социальной, психолого-педагогической диагностики детей;

• создание условий для реализации реабилитационного потенциала каждого ребёнка;

• способствование максимальному развитию и воспитанию ребёнка;

• привитие и совершенствование бытовых и трудовых навыков;

• методическая, консультативная и практическая помощь родителям;

• организация работы с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей и подростков в семье;

• участие в организации взаимодействия со службами культуры и здравоохранения;

Медицинский блок

• сбор анамнестических данных с целью уточнения и разработки программ ИПРМ (индивидуальной программы реабилитационных мероприятий);

• наблюдение и консультативный приём врачом психоневрологом;

• направление (при необходимости) воспитанников в лечебные учреждения для получения специализированной медицинской помощи или дополнительного обследования.

Психолого-педагогический блок

• Детализация и конкретизация индивидуальной программы реабилитационных мероприятий детей-инвалидов;

• проведение первичного диагностического обследования с целью комплексного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, исследования сферы знаний, умения и навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка;

• выявление первичных нарушений, вызванных болезнью, и вторичных отклонений, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни;

• организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков в части психолого-педагогических мероприятий;

• определение психологического статуса ребенка с отклонениями в развитии;

• организации работы по ликвидации признаков девиации личности, отклонений в психическом развитии детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями;

• проведение психолого-педагогической терапии, социокультурной, творческой, музыкальной, трудотерапии.

• организация и проведение досуга детей совместно с родителями; открытие соответствующих клубов и кружков, летнего оздоровительного лагеря для детей с ограниченными возможностями;

• обучение детей с ограниченными умственными и физическими возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации.

Психокоррекция — совокупность психологических приемов. используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют органической основы, например, нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций.

Психокоррекция опирается на следующие принципы:

1) комплексность клинико-психолого-педагогических воздействий;

2) единство диагностики и коррекции;

3) личностный подход с учетом сложной целостности и индивидуальности психики;

4) деятельностный подход с учетом ведущего вида деятельности для каждого возраста;

5) иерархичность организации психокоррекции, заключающейся направленности работы на создание зоны ближайшего развития;

6) каузальность (детерминизм) — направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии.

Речь –  это сложная функциональная система, для формирования которой необходимо своевременное развитие мозговых структур и их правильное взаимодействие, а также наличие  социально-психологических условий для развития ребёнка, его психики и речи.

Мы все знаем, что для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В период дошкольного возраста у ребенка происходит социализация, т.е. ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка – семья. Далее круг общения расширяется, и, более того, основной массой коммуникации становятся сверстники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише.

Основные причины патологии детской речи:

 — различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;

 — родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

 — заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);

-травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

-наследственные факторы;

-неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Существует огромное множество причин, вызывающих нарушение речи у детей. Сюда включаются травмы, полученные в период вынашивания ребенка, в течение родовой деятельности и в период после родов. Основная проблема своевременной диагностики данных проблем заключается в том, что в большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ребенка только к трем годам. В настоящее время существует разделение речевых нарушений на клинико-психологические и психолого-педагогические. Данная классификация ориентирована на решение одной и той же проблемы с разных позиций. Клинико-психологический подход основывается на принципе от общего к частному, на систематизации полученных научных и практических знаний с применением медицинского вмешательства в случае необходимости.

У детей дошкольного возраста чаще встречается расстройство устной речи (так как в силу возраста письменная еще не развита). Наиболее типичными нарушениями этот период считаются проблемы внешнего оформления высказывания, такие как

заикание,

дислалия (картавость),( нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата).

Формы дислалии:

функциональная, механическая.

Реабилитация детей с различными формами и видами дислалий неоднозначна. К ней относится, прежде всего, лечение у врача, отоларинголога, работа с семьёй по воспитанию речи ребёнка, коррекционные занятия с логопедом. При наличии у ребёнка сложной дислалии и недостаточности фонематического слуха необходимо обучение его в группах ФФН  (фонетико-фонематическое недоразвитие) логопедического детского сада. При механической дислалии необходима консультация и лечение у ортодонта, который поможет исправить прикус или другие дефекты челюсти. При ринолалии  необходима консультация и возможно последующее хирургическое вмешательство для исправления расщелин нёба или других дефектов.

В последующем с двухлетнего возраста ребёнок должен получать логопедическую коррекцию в группах для ринолаликов или индивидуальные занятия с логопедом.

общие нарушения голоса (полная или частичная потеря голоса в результате воспаления или переутомления органов речи, инфекционных заболеваний и стрессовых ситуаций).

Последние могут возникнуть практически в любом возрасте. Все вышеперечисленные типы чаще всего не требуют специального медицинского вмешательства, но необходима серьезная помощь логопеда, а в особо тяжелых и затяжных случаях – помощь психолога.

Существуют и более тяжелые поражения, где нарушение речи лишь проявление неполноценной деятельности центральной нервной системы в целом или неправильного анатомического строения речевого аппарата. К последнему относится ринолалия – «заячья губа». Это заболевание легко исправляется хирургическим путем.

Самыми тяжелыми нарушениями считаются нарушения речи, связанные с недостаточным функционированием мозга, такие как дизартрия, где поражается нервная система. Степень тяжести данного заболевания варьируется от едва ощутимой невнятности до полной невозможности произносить значимые фонемы. Одно из самых тяжелых нарушений – алалия, возникает поражение коры головного мозга в течение внутриутробного периода или после рождения. Характеризуется невозможностью формирования языковых средств. При моторной алалии не формируется звуковой образ слова. При сенсорной алалии не воспринимается чужая речь на родном языке, хотя органы слуха не повреждены.

В школьные годы приобретенные навыки общения со сверстниками продолжают формирование. Речь начинает играть все более важную роль, так как связана уже не просто с процессом познания окружающего мира, но и с процессом обучения. Проблемы с речью, не решенные в дошкольном возрасте, усугубляются по мере взросления ребенка. Более того, к ним могут присоединиться и другие дефекты. Расстройства письменной речи чаще всего проявляются именно в это время. Классификация этого типа нарушений основывается на сенсорно-продуктивной деятельности ребенка. Выделяют дислексию и дисграфию.

Дислексия характеризуется неадекватностью процесса чтения и проявляется в виде повторяющихся ошибок и замен одних языковых единиц на другие. Причина заключается в незрелости психических функций, отвечающих за процесс чтения. Различают следующие формы дислексии: фонематическая (не воспринимаются звуки слова, не работают функции фонематического анализа и синтеза), семантическая (отсутствуют процессы звукослогового синтеза и разграничения смысловых связей слов в предложении), аграмматическая (не воспринимаются грамматические аспекты законченных высказываний), мнестическая (отсутствует связь между самой буквой и ее звучанием) и оптическая (путаются и взаимозаменяются сходные по написанию буквенные символы).

Дисграфия – полное или частичное нарушение процесса письма. Симптомами считаются нестабильные образы букв, их пропуски, повторяющиеся ошибки в написании предложений. Чаще всего дисграфия тесным образом связана с дефектами устной речи и обусловлена отсутствием концентрации внимания и незрелостью функций звукового анализа. Выделяют следующие виды дисграфии: тикуляционно-акустическая (неадекватность восприятие фонем, искажение звукоряда при воспроизведении), акустическая (только неадекватность восприятия фонем), дисграфия, связанная с нарушением функций языкового анализа и синтеза, аграмматическая (невозможность правильно построить согласованное предложение) и оптическая.

В школьном возрасте также могут возникнуть и нарушения устной речи, такие как афазия (в результате воспаления коры головного мозга нарушается процесс восприятия или формирования речи), брадилалия (патологически замедленный темп речи) и тахилалия (патологически ускоренный темп речи).

С педагогической точки зрения нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения в их применении. К первым относятся проблемы с речью в целом, а вторые включают в себя патологически неправильное употребление языковых единиц. Психолого-педагогический подход в качестве коррекции предлагает организованную логопедическую помощь, в то время как клинико-психологический рассматривает механизмы образования проблемы и симптоматику.

Кроме того, можно говорить о возникновении речевых патологий в период школьного возраста по причине перенесенного стресса, что отражает воздействие на центральную нервную систему в целом. Таким образом, нарушение речи чаще служит симптомом более серьезной проблемы и поводом обращения в первую очередь к психологу, а уже потом к логопеду.

Развитие речи у детей.

В момент рождения мозг человека представляет собой достаточно незрелый орган, на формирование которого требуется не менее двадцати двух месяцев (считая с момента зачатия), т.е. девять месяцев беременности и почти весь первый год жизни. Вербальные зачатки проявляются примерно одновременно с социальными – в возрасте от шести до двенадцати недель постнатального периода. К трем месяцам ребенок должен явственно реагировать на внешние раздражители, такие как звук погремушки (поворачивает голову), материнский голос (поворачивает голову и улыбается в ответ на улыбку) и т.д. Кроме того, ребенок сам пытается произносить некоторые Изолированные звуки (чаще гласные, которые не требует сильного напряжения речевого аппарата). Если этого не происходит, то следует немедленно обратиться к врачу на предмет детального обследования, куда входят следующие процедуры: общий анализ крови и мочи (на предмет общего состояния организма), результаты анализа крови на фенилкетонурию, УЗИ головного мозга и пр.

До полугода ребенок овладевает произношением некоторых наиболее легких согласных. К таковым относятся взрывные звуки (б, п, д). Согласные практикуются в сочетании с уже освоенными гласными, но пока это еще трудно назвать осмысленным употреблением, которое происходит ближе к завершению первого года жизни.

Дети развиваются по-разному. Бывает, что физическое развитие опережает умственное, и наоборот. Ребенок, который большую часть времени проводит в физических играх скорее всего овладеет речью, несколько позже. Кроме того, очень многое зависит и от условий жизни малыша. Если ему уделяется достаточно много внимания, если родители с ним общаются, если словарный запас родителей достаточно широк, а словоупотребление правильное, то в подавляющем большинстве случаев овладение речью происходит быстро и без серьезных затруднений. В случае если ребенок не воспринимает речь на слух, не пытается произносить изолированных звуков и звукосочетаний и не понимает простых высказываний в год, то это считается симптомом более серьезных проблем.

В среднем ребенок начинает самостоятельно строить развернутые предложения к трем годам, хотя не является патологией как слишком ранняя речь (в полтора года), так и запоздавшая (но не позже четырех). При этом необходимо помнить, что по причине разных условий жизни и воспитания дети развиваются по-разному. Поэтому основным критерием оценки речевого развития ребенка является не продуктивная речевая деятельность (построение предложений, активное говорение и т.д.), а рецептивная (степень понимания слов и их значений). Менее разговорчивые дети в дальнейшем с большей легкостью овладевают навыками письма, чем их более коммуникабельные сверстники. Условия, в которых воспитывается ребенок, также имеют немаловажное значение. Необходимо, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал именно правильную речь, которая не испорчена имитацией якобы детского языка (т. е. нарочито картавого). Очень скоро ребенок начинает копировать ту манеру речи, которую он слышит чаще, и поэтому неправильная речь взрослых приводит к речевым нарушениям, которые, не являясь серьезными, тем не менее с трудом поддаются коррекции. Кроме правильности, необходимы еще компоненты – внятность, четкость и многократность произношения.

Диагностикой речевых патологий и их коррекцией занимается логопедия. Речевые нарушения чаще всего бывают проявлением более серьезных проблем (например, заболеваний центральной нервной системы), поэтому очень часто дети с подобными отклонениями имеют слабое здоровье в целом, подвержены головокружениям, приступам слабости, перепадам артериального давления. Соответственно, процесс обучения затрудняется сниженным восприятием.

В задачи коррекционной педагогики и социальной реабилитации входят такие, как своевременное выявление и исправление нарушений, обучение родителей и педагогов общим понятиям логопедии. В течение коррекционных занятий происходит стимулирование познавательных потребностей ребенка, корректирование патологий и помощь в овладении процессом умственной работы, которая, в свою очередь, необходима Для продуктивного освоения языка. Речевая активность также нуждается в повышенной стимуляции, так как дети с нарушениями вербализации своих высказываний отличаются пониженным коммуникативным уровнем. Для этого производится стимуляция не только речевой, но и речемыслительной деятельности ученика, куда включается мотивированность высказывания, предвидение конечного результата, обучение отбору лексических, грамматических, синтаксических форм выражения своих мыслей. Особенности проведения коррекционно-педагогической работы с такими детьми заключается в том, что их психофизическое состояние крайне неустойчиво, следовательно, постоянно меняется их настрой на работу, возникает рассеивание внимания, быстрая утомляемость. Следует помнить и о том, что восприятие оценок и замечаний педагогов крайне обострено. Принимая во внимание все вышесказанное, при коррекционной работе рекомендуется облегченный режим обучения. Облегченный режим обучения характеризуется индивидуальным подходом и особым психологическим климатом. Педагог должен мягко и корректно указывать на ошибки ученика, более детально и подробно излагать свои инструкции, обращая внимание на манеру собственной речи. Речь преподавателя должна быть четкой, внятной, выразительной, а предложения – короткими, без сложных оборотов. Например, заикающихся детей рекомендуется опрашивать с места, не в первую очередь или после занятий, не заменяя устный ответ письменным.

В случае более тяжелых нарушений предлагается перевод ребенка в специальную школу, где существует две разновидности классов – для детей с тяжелой степенью заикания и поражениями центральной нервной системы (например, афазией). Учебная программа в таких школах более растянута во времени (12 лет обучения) и имеет ряд специфических коррекционных приемов. Характерна и низкая численность учащихся в классе (не более 12 человек). После окончания такой школы дети получают аттестат о неполном среднем образовании. В образовательных программах таких школ предусмотрено среднее специальное образование. При этом образовательная работа сочетается с лечебно-оздоровительными мероприятиями, соблюдается единство коррекции речи, общей жизнедеятельности организма и психических процессов. Работа с вокабулярием детей направлена на расширение пассивного и активного словарного запаса, умение оперировать лексическими единицами с полным осознанием семантики для построения связного и точного высказывания.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте [1].

Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Левина Р.Е. и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.)[2]. Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах. У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

— позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 7 годам;

— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;

— речь детей с ОНР малопонятна (I,II уровня развития речи по Р.Е.Левиной).

Уровни речевого развития

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

I уровень речевого развития

характеризуется отсутствием речи (т.е. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолёт, самосвал, пароход.

II уровень речевого развития.

Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

III уровень речевого развития

 характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка — там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

IV уровень

 характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причём, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

В детском саду №135 г.Луганска для детей с ЗПР функционирует 4 разновозрастные группы: «Солнышко», «Василек», «Журавлик» и «Рябинка». Возраст детей от 3 до 6 лет.

В каждой группе воспитатели прививают детям правила гигиены, социально-бытовые нормы, правила поведения. Регулярно проводятся коррекционно-развивающие занятия, на которых дети познают окружающий мир, развивают внимание, память, мышление, мелкую моторику.

На каждой группе работает логопед-дефектолог, который проводит индивидуальные и подгрупповые занятия, ведь речь в современном мире является важнейшим инструментом познания.

Огромное внимание уделяется здоровью детей. Помимо ежедневных прогулок на свежем воздухе, проводятся регулярные занятия ЛФК, зарядка.

Воспитанники занимаются и с психологом: проводятся занятия по сказкотерапии, песочной терапии, занятия в сенсорной комнате, индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа.Ребята участвуют в игровых видеолекториях.

В ГУ ЛНР «ЛОУУРЦ № 135» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В школе 5 классов для обучающихся с задержкой психического развития.

Программа начального образования для детей с задержкой психического развития направлена на усовершенствование обучения и воспитания, коррекцию и компенсацию недостатков развития.

Работая в классах для детей с ЗПР, учителя ставят перед собой определённые цели: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки (ЗУН), научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ребенок с особыми возможностями воодушевляет учителя на создание особого дидактического материала, поиск особого подхода. Главная цель обучения –успешная реализация в социуме.

Эта цель достигается, благодаря слаженной работе нескольких специалистов: учителей начальных классов, воспитателя группы продленного дня, учителя-логопеда, учителя физкультуры, музыки, психолога, социального педагога.

Регулярно проводятся коррекционные занятия по разным направлениям.

Большое значение уделяется внеклассной работе, которая способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы и т.д.

Целью деятельности школы для детей интеллектуальными нарушениями является реализация права на образование детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными сложными недостатками развития, их интеграция в общество путем осуществления комплексных реабилитационных мер, направленных на восстановление здоровья, получение образования соответствующего уровня, развитие и коррекцию нарушений.

Процесс обучения строится на предметно-наглядной основе.

Основная задача педагогов – является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями, социальная адаптация в современных условиях .

Исправление недостатков развития достигается, в основном, педагогическими средствами в процессе обучения. Исправление речевых нарушений и моторики осуществляется на коррекционных занятиях — логопедических, ритмики, ЛФК. Большое значение во вспомогательной школе имеет подготовка умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни. Она осуществляется в младших классах в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности во время экскурсий и предметных уроков.

В своей работе коррекционные педагоги используют дифференцированные и индивидуальные формы обучения. Они направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Психолого-педагогическая служба обеспечивает взаимодействие между заведением, семьей, трудовыми коллективами, общественностью. Главным в работе считается осуществление социально-психологической поддержки и сопровождения всех участников УВП, а также создание условий для обучения и воспитания  детей.

Особое внимание специалистами социально-психологической службы уделяется профилактической и просветительской деятельности.

Важнейшим направлением просветительской деятельности является правовое воспитание обучающихся.

ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия — это комиссия, проводимая для детей. Специалисты проводят в комплексе диагностику школьника на наличие каких-либо отклонений в умственном развитии. Например умственная отсталость.

Что такое ПМПК комиссия и для чего она нужна?

Психолого-медико-педагогическая комиссия – это комиссия, проводимая для детей. Специалисты проводят в комплексе диагностику школьника на наличие каких-либо отклонений в умственном развитии.

Например умственная отсталость. Это обычно определяется перед поступлением в школу. Специалисты решают, необходимо ли ребенку обучение в коррекционном классе, или он может пойти в обычную школу.

Обследование проводят до школы и во время обучения детей с 1 по 4 класс. Именно в этот период видно наличие у ребенка преград перед обучением в образовательном учреждении. Направление на обследование можно получить от учителей, а иногда родители и сами отправляют туда детей.

 Как проходит обследование в комиссии

С родителями заранее оговаривается дата, когда они придут вместе с ребенком на обследование. Чтобы не занимать много времени всех врачей ребенок проходит за один день.

В отдельном кабинете сидят несколько специалистов, это логопед, который проверит речь, психиатр, психолог, возможно учитель или классный руководитель. Специалисты могут находиться за одним столом с ребенком, а может быть ребенок по очереди, будет подходить к столам.

Само обследование часто вызывает страх у детей. Врачи торопят детей при обследовании, не помогают, ребенок не успевает сконцентрироваться.

Обследование длится несколько часов, поэтому следует принести с собой, что-нибудь перекусить. Если врачи будут задавать провокационные вопросы, родители должны поддержать и успокоить ребенка

ПМПК — это комиссия на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

Добавить комментарий