Праздник Преображения Господня

Как я научился уважать яблоки — история про Преображение

Мое детство прошло в непосредственной близости к Псково-Печерской обители. И до сих пор я помню те яблоки, которые выращивались на Святой горке монастыря. Не знаю, правда ли это или детское яркое впечатление, но эти яблоки кажутся мне самыми вкусными из всех, что я когда-либо потом ел.

Бессменным хранителем монастырского сада был схииеродиакон Андроник (Шаруда), тогда ещё, до схимы, иеродиакон Антоник — невероятный человек, сильно повлиявший на мое духовное становление. Позже, уже будучи семинаристом, я приезжал к нему за молитвенной помощью в выборе супруги. Но в то время нас, несмышленых мальчишек, больше всего интересовали яблоки. Мы не ждали Преображения, а бегали втайне от отца Андроника на Святую горку, к заветным плодам, хотя есть монастырские яблоки до освящения было строго запрещено. Но мы, мальчишки с ветром в голове, всё-таки умудрялись пробраться туда и ухватить несколько штук.

А рядом с домом в Печорах у нас был свой небольшой сад из беспорядочно рассаженных на участке деревьев. И там мы с братьями, признаться, часто баловались: бросались друг в друга яблоками, воображая себя великими воителями. Мама же, пережившая сиротское детство и голод в детском доме, ругала нас за это, но не наказывала, а рассказывала.

Она рассказывала, как они, будучи примерно нашего возраста, из-за нехватки еды съедали все только-только появившиеся на ветках маленькие яблочки. До ужаса кислые, они, конечно, могли только навредить их неокрепшим желудкам, но другие «сладости» было сложно найти.

Я хорошо помню, как после одного из маминых рассказов подошел к яблоне, которая росла перед баней, и сорвал недозревший плод. Он был очень кислый, я не смог даже проглотить его и тотчас выплюнул. Тогда же ко мне пришло понимание, насколько тяжело им было тогда, раз они ели это…

Яблоками я больше не кидался. Для меня они теперь ассоциировались не только со сладостью и грядущим праздником, но и с надеждой, которую когда-то давали кислые плоды бедным детям. Я, можно сказать, отныне не только любил яблоки, но и уважал их.

Авторы:

Коротко о празднике: Преображение

Дата: 19 августа
Статус: двунадесятый праздникСобытие: мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

История:

Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).
По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Коротко о празднике: Преображение

Преображение: что за изменение или превращение вспоминается в этот праздник?

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Наполненный множеством глубочайших смыслов Праздник Преображения Церковь отмечает уже практически на излете лета, 19 августа. По-древнегречески «преображение» –   μεταμόρφωσις (metamorphōsis), т.е. «превращение», «изменение». Отсюда, кстати, и известное слово «метаморфозы». По латыни то же слово – transfiguratio, т.е. тоже перемена образа, фигуры, вида.Это день «света без пламени», потому что в преддверие осени лето уже не такое жаркое, как в июле. Как писал Борис Пастернак, 

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Что же это было за изменение или превращение, которое вспоминается в этот праздник? О нем рассказывают три евангелиста, Матфей, Марк и Лука.

После того как Иисус предсказал, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе» (Мк.. 9, 1), Он берет с собой на высокую гору Фавор (в Галилее, к югу от Назарета) апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Предсказание Его указывает как на Его Преображение, так и на Его будущее Воскресение и Вознесение.

На горе Фавор Он является апостолам в нетварном Свете. Как описывают евангелисты, лицо и одежды Его сделались белыми и сияющими. Также рядом с Иисусом оказываются Моисей и пророк Илия, которые беседуют с Ним «о Его исходе, который предстояло совершить Ему в Иерусалиме» (Лк. 9, 31)

Бог явился апостолам в Своей Славе, преобразившись. Символика света крайне важна для Священного Писания. Например, в Ветхом Завете Бог ведет иудеев за собой по пустыне, днем – в столпе облачном, ночью – в стопе огненном. Или псалмопевец про свет говорит: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Пс. 26, 1).

Христос просиял на Фаворе и явился в Свете, потому что Он и есть Бог: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).

Однако там, на Фаворе это был лишь краткий миг истины, в свете которого надо потом пытаться держаться и устоять. Апостолам так стало хорошо на горе в момент Преображения перед лицом Славы Христа, что Петр сказал Иисусу: «Наставник, хорошо нам здесь быть, сделаем три шатра: один Тебе, и один Моисею, и один Илии» (Лк. 9, 33). И дальше евангелист прибавляет очень важные слова про Петра – «не зная, что он говорит» (Лк. 9, 33). Дело в том, что Иисус повел апостолов на Фавор в преддверие Своей крестной муки, чтобы укрепить их перед самыми страшными днями, которые им предстояло пережить. Он на краткое время показал Cвоим ученикам, что Он не просто новый учитель добра и великий проповедник, а настоящий Сын Божий, о чем и засвидетельствовал голос Бога из облака: «Это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение: Его слушайте» (Мф. 17, 5). Но потом Христос сошел с Фавора, чтобы идти на Голгофу.

Что же касается того, почему праздник Преображения еще называется у нас Яблочным Спасом, то объяснение этому следующее. В Греции и Италии этот праздник приходился на окончание сбора винограда, и Преображение стали совмещать с благодарственным молебном Богу за дарование «плодов земных», принося на освящение в храмы виноград. В северной же России, где виноград не растет, его заменили яблоки.

https://foma.ru/preobrazhenie-kratkij-mig-istinyi.html

Добавить комментарий