Перечень ключевых компетенций

психолога-консультанта

В психологическом консультировании психолог-консультант является ключевой фигурой, от которой зависит эффективность консультационного процесса. Вследствие этого, к личности психолога-консультанта должны предъявляться определенные требования, которые будут обеспечивать эффективность консультирования.

Проблема личности психолога рассматривалась многими авторами. Так, Е.А. Климов описал личность психолога в разных сферах деятельности; Х.Дж. Фрейденбергер и В.В. Бойко рассматривали психолога с точки зрения психоэмоционального выгорания; Е. Романова описывает профессиограмму психолога, выделяя необходимые для этой профессии качества и способности. Однако, зная специфику собственно психолого-консультативной деятельности, нам необходимо выделить личность психолога-консультанта в самостоятельный и отдельный статус.

До последнего времени в науке преобладали представления о личности психолога-консультанта, базирующиеся на мировоззрении традиционных школ психологического консультирования. Здесь наибольшее внимание уделяется уже не навыкам и умениям, которые участвуют в деятельности, а самой личности консультанта, его качествам и характеристикам.

Сейчас в научной литературе начинает доминировать компетентностный подход. Его можно распространить и на консультативную деятельность, и на личность консультанта. Компетенция — это способность, присущая человеку, которая ведет к поведению, удовлетворяющему профессиональным требованиям в пределах параметров организационной среды, что, в свою очередь, приносит желаемые результаты. Рассматривая личность консультанта в формате компетентностного подхода, выделяют те характеристики, которые наблюдаются в его деятельности и приводят к успешности его действий. Такой подход претендует на высокую объективность. Анализ специфики деятельности показывает, что даже психологи- консультанты в сфере индивидуального консультирования компетентностно и на уровне ПВК отличаются от психологов-консультантов в иной сфере (например, в сфере организационного консультирования). Л.Н. Захарова отмечает, что существуют значительные различия в ПВК, традиционно считающихся важными для психолога, и теми, которые важны для организационного психолога. Решающим различием между ними является наличие / отсутствие деловых качеств, которые однозначно должны присутствовать у организационного психолога по причине взаимодействия с менеджментом и работы в сфере организаций. В.Л. Бозаджиев выделяет «психолого-консультативную компетенцию» как специфичную и самостоятельную. По его мнению, она состоит из следующих субкомпетенций:  безусловного принятия клиента; концентрации на его жизненной ситуации, ориентации на его нормы и ценности; различения личных и профессиональных отношений; взаимодействия консультанта и клиента; конфиденциальности, соблюдения этических норм; эмпатического понимания и др. [7]. Не трудно заметить, что здесь образ личности психолога сводится к навыкам и способностям, необходимыми для выполнения консультативной деятельности, т.е. к составным частям, а не к целому (системе). Тем не менее компетентностный подход ориентирует на выявление системной компетентности профессионала в любом виде труда.

В противоположность компетентностному подходу, «мировоззренческий» подход придает значение именно той субъективности, которая участвует в процессе консультирования. Р. Кочюнас предпринял попытку представить обобщенную «модель эффективного консультанта». К характеристикам этой модели относятся: аутентичность, сила личности и идентичность, принятие личной ответственности, эмпатия и др. .

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА (по Р.Кочюнасу)

Аутентичность/подлинность. Это понятие понимается как способность консультанта проявлять настоящие эмоции и переживания. Т.е. такой человек не показывает чувство любви, если в определенный момент испытывает к клиенту враждебное, неприязненное отношение. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже «спрячется» от него. Если консультант выполняет роль только эксперта, ограничивая проявление своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность — сомнительной.

Открытость собственному опыту — это искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учите нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно негативные. Внешнее давление заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный же консультант не должен избегать чувств, в том числе и негативных. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства является источником неуправляемого поведения

Неумение консультанта услышать то, что происходит внутри него самого, увеличивает возможность возникновения стресса и ограничивает его эффективность.

Толерантность к неопределенности. Одной из предпосылок становления личности является уход человека от привычного, известного по собственному опыту и вступление в так называемую «незнакомую территорию». По сути, именно неопределенные ситуации и образуют «канву» консультативного процесса. Ведь консультант никогда не знает, с каким клиентом и проблемой будет работать, какие решения придется ему принимать. Поэтому уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принятых решений и способность рисковать — все это качества, которые помогают консультанту переносить напряжение

Ценность личности и идентичность. Консультанту не следует быть простым отражением надежд и ожиданий других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему быть сильным в межличностных отношениях.

Принятие личной ответственности. Понимание специалистом своей ответственности позволяет ему свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с убеждениями клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность консультанта помогает ему более конструктивно воспринимать критику.

Глубина взаимоотношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.  Необходимо принять во внимание страхи, которые переживают большинство клиентов, пытаясь завязать близкие, теплые взаимоотношения с другими людьми.

Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант умеет рефлексировать ограниченность своих возможностей. Любой консультант независимо от профессиональной подготовки, не всемогущ.  Ни один консультант не способен построить идеальные отношения с каждым конкретным клиентом и помочь всем клиентам решить их проблемы. Эффективный консультант всегда способен отказаться от нереального стремления стать совершенным. В процессе консультирования он может выполнять свою работу «хорошо», но не идеально.   Если он допускает собственную ограниченность, то избегает ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГА (на примере работы гештальт-терапевта)

— Забота о себе. Чувствительность и сензитивность к себе (осознанность, самопонимание)

— Забота о клиенте

— Внимание к процессу клиента (к тому, что он делает как клиент)

— Четкость границ взаимодействия (рамка, сеттинг)

— Сохранение терапевтической позиции

— Осознанность и рефлексия в терминах гештальт-подхода (терапевт должен быть в состоянии описать про что он работал, каков был запрос/потребность клиента, что происходило на сессии, что терапевт делал, что получилось, что не получилось, что изменилось в состоянии, переживаниях , мыслях, поведении клиента в результате работы терапевта)

— Конгруэнтность, аутентичность (что переживаю, то и выражаю) с поправкой на пользу для клиенту от самораскрытия

— Творчество, эксперимент

Безусловно, это очень перспективное видение личности консультанта, но и оно нуждается в системном осмыслении и эмпирической проверке.

Таким образом, полноценного представления о личности психолога-консультанта, которое было бы теоретически убедительным и эмпирически проверенным, в психологической литературе нами не было обнаружено, вследствие чего была поставлена задача разработки собственной модели, а также ее проверки на реальных психологах-консультантах при помощи психодиагностических методик, статистического и факторного анализа. Отсутствие убедительной модели существенно затрудняет подготовку психолога-консультанта в вузе, и можно предполагать, что компетентность специалиста в этой сфере складывается в опыте реального консультирования и поэтому структурно и содержательно отличается от компетентности, приобретаемой студентами на психологических факультетах вузов. Это определило формулировку гипотезы исследования: психологи-консультанты обладают специфическим набором компетенций, по сравнению со студентами- психологами.

Для такого анализа были выбраны следующие направления: психоанализ З. Фрейда, гештальттерапия  Ф. Перлза, клиент-центрированная терапия К. Роджерса,  логотерапия В. Франкла  и экзистенциальный анализ А. Лэнгле , экзистенциальная психотерапия Дж. Бюджентала, резонансное консультирование С.В. Петрушина. После этого на основе типологии компетенций Г. Читэм и Г. Чиверс . Были отобраны основные компетенции, входящие в базовые перечни перечисленных школ, и определены методики эмпирической проверки модели (результаты этой работы отражены в табл. 1).

Поскольку все эти компетенции представлены во всех основных подходах к психологическому консультированию, можно считать их ключевыми.

Функциональные компетенции прямо зависят от консультативной школы и, следовательно, относятся к вариативной составляющей общей компетентности консультанта. Этические компетенции носят безусловный характер и требуют, скорее, экспертизы реальной деятельности, чем эмпирического исследования.

Выводы

  1. Говоря об эффективности психологического консультирования в первую очередь стоит рассматривать личность консультанта, так как именно он является главным инструментом данной деятельности.
  2. Личность психолога-консультанта, а также компетенции психолого-консультативной деятельности необходимо рассматривать как отдельные и самостоятельные понятия и феномены. В этом случае не произойдет смешения разных сфер психологической деятельности и соответствующих требований к психологам, работающим в той или иной сфере психологии.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-psihologa-konsultanta-teoretiko-empiricheskaya-model-klyuchevyh-kompetentsiy

Добавить комментарий