Опыт профессионалов в воспитании гражданина Отечества, патриота. ГОУ ЛНР «Петровская школа № 22 им. генерал-майора М.М. Шаймуратова»

«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»   

                                                                  А.С. Макаренко           

27 ноября 2019 года на базе Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Петровская школа № 22  имени генерал-майора М.М. Шаймуратова» прошел семинар по воспитательной работе для классных руководителей общеобразовательных учреждений города Красный Луч.

На семинаре рассматривалась тема: «Системно-деятельностный подход в воспитательной работе».

Директор ГОУ ЛНР ПШ №22 Гульназ Камильевна Серова познакомила участников семинара с историей школы и представила свой педагогический коллектив.

В теоретической части семинара, которую провели методист методического центра Управления образования АГКЛ ЛНР Людмила Сергеевна Анциферова и заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ ЛНР ПШ №22 Анна Сергеевна Глущенко, были освещены основные направления системно-деятельностного подхода в воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании свя­зана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Чело­век, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

              Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Главным же ориентиром воспитания является личность ребенка. Цель и результат воспитания определяет и сам ребенок, и все субъекты воспитания (семья и близкие родственники, друзья и знакомые, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, государство и социокультурные требования общества).

Планирование и осуществление воспитательной деятельности в современных условиях требует понимания того, что результативность воспитания должна складываться не количественными показателями мониторингов (наблюдений, опросов, анкет и т.п.), а формированием качественного умения личности ориентироваться в жизненных ситуациях.

Системный подход нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся.

        Ш.Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».

         Согласно Стандартам нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты: 

  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности гражданина своего отечества
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми

 Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход. В рамках введения Стандартов знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в обществе, приоритетностью задач духовно- нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется деятельность обучающихся в этой среде. Педагог лишь организует процесс, при необходимости вмешиваясь и корректируя траекторию движения учащегося по теме и маршруту.

Современные образовательные технологии деятельностного типа: здоровьесберегающие, проблемно-диалогическая, мини-исследования, организация проектной деятельности, портфолио, оценивания образовательных достижений (успехов), сотрудничества, ИКТ, КТД. Реализация технологий деятельностного метода на практике обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что учащийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить учащемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразущих факторов учебного процесса, создание в школе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
         Наряду с учебной деятельностью важным средством формирования системно-деятельностного подхода учащихся является внеурочная работа. Внеурочная работа призвана научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности учащегося на основе усвоения способов деятельности. На мой взгляд, для педагога это задача более сложная, чем обеспечение усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, следовательно, перед каждым педагогом стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта.

Процесс воспитания — это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.Второе важное понятие системно-деятельностного подхода – «система» столь сложно и многоаспектно.

Системно- деятельностный подход, предполагает:

•         воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

•         переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

•         ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•         признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

•         учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•         обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

•         разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность педагогу творить, искать, становиться в содружестве с учащимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учащихся универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

В ходе семинара обучающиеся 7 и 8 классов под руководством Ульяны Родионовны Шестаченко провели экскурсию по экспозиции школьного музея «Юный подвиг», которая, по мнению участников семинара, была очень насыщенной и интересной. Отмечена также высокопрофессиональная подготовка молодых экскурсоводов.

Были проведены часы общения в 1, 2  и 10 классах.

Надежда Викторовна Ярченко провела классный час «Всех важней на свете мамочка моя», на котором обучающиеся 1 класса продемонстрировали любовь к своей маме, семье. В мероприятии участвовали учащиеся 5-х классов, были приглашены родители. Ребята читали стихи, исполняли песни, инсценировали сценку, продемонстрировали танцевальные таланты.

Под руководством Людмилы Романовны Сосновской обучающиеся 2 класса составили устный журнал «Пионеры-герои» в рамках занятия по внеурочной деятельности «В мире книг». Учитель доступно и интересно провела это мероприятие, т.к. материал очень сложный для восприятия учеников начальной школы. Страницы журнала поведали ребятам о звании Героя Советского Союза, о городах-героях, о пионерах-героях, о детях войны. Ребята словно погрузились в историческое время – прозвучала песня «Синенький скромный платочек», исполнен танец «Яблочко», инсценировано стихотворение о мучениях маленьких детей в годы войны.

Тема «Права и обязанности несовершеннолетних» была рассмотрена обучающимися 10 класса под руководством Вячеслава Васильевича Слободяна. На этом мероприятии присутствовали гости: Серов С.В. – депутата Народного Совета Луганской Народной Республики, председатель общественного движения «Луганский экономический Союз» г. Красный Луч;

Господарик А.В. – старший инспектор отдела социально-воспитательной и психологической работы ПИК, майор внутренней службы; Новоселов А.В. – участковый инспектор полиции, младший лейтенант полиции; Ярченко Андрей Витальевич – депутат Молодежного Парламента Луганской Народной Республики, чемпион мира, двукратный чемпион Европы, рекордсмен России по становой тяге. В ходе круглого стола были закреплены знания о правах, обязанностях, ответственности несовершеннолетних, которые были получены учащимися в ходе работы над проектом по указанной теме.

Внеклассное мероприятие «Родину, женщину, мать мы будем вечно воспевать», подготовленное заместителем директора по воспитательной работе Анной Сергеевной Глущенко, педагогом-организатором Инной Дмитриевной Потоцкой и заместителем директора по учебно-воспитательной работе Татьяной Валентиновной Романенко, прошло на высоком уровне. В ходе мероприятия обучающиеся 1-10 классов познакомили участников семинара с ролью женщины в истории, продемонстрировали патриотизм по отношению к родному городу и школе. Данное мероприятие раскрыло единую тему женщины, которая связала понятия «природа» — «женщина» — «Родина» — «мать».

В ходе всего семинара работала группа «Юный журналист», под руководством Коломиец О. А. Руководитель кружка продемонстрировала личностную и профессиональную мобильность педагога, организовав работу «репортеров» и «операторов» таким образом, что к окончанию семинара сразу был выпущен «виртуальный» номер школьного журнала «По горячим следам» в виде презентации. В номере участники увидели интервью, фотоотчет и видеоролики из прошедших мероприятий.

В завершении, обмениваясь мнениями о семинаре, классные руководители общеобразовательных учреждений города выразили свои пожелания руководству и педагогическому коллективу ГОУ ЛНР ПШ №22 и пожелали творческих успехов, достижения поставленных целей и задач.

Заместитель директора по воспитательной работе

Глущенко А.С.

Заместитель директора

по учебно-воспитательной, методической работе

Романенко Т.В.

Добавить комментарий