ОПЫТ коллег.

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Любая деятельность происходит в определенных условиях, в определенное время и в определенном пространстве. Образовательное пространство высшего учебного заведения — важная социокультурная характеристика, так как процесс становления и развития образовательных пространств учебных заведений идет параллельно с развитием находящихся в нем людей (студентов, педагогов.) Одной из существенных составляющих современного образовательного пространства вуза является специфическая среда новых форм обучения и воспитания, т.е. конкретная образовательная среда, которая обеспечивает условия решения конкретных социальных и педагогических задач.

Статус студента вводит молодого человека в новую систему отношений, которая требует от него систематического напряжения, связанного с самоопределением и самоконтролем, самодисциплиной и самоорганизацией.

Бывший школьник тяжело адаптируется к вузовской системе взаимоотношений, новой системе обучения. Он нуждается в помощи, поскольку, получив свободу действий, не всегда может правильно ей пользоваться.

Современное образовательное пространство вуза включает учебный, внеучебный и внутренний компоненты. Активизация внеучебного компонента способствует эффективной и успешной адаптации студентов (особенно первокурсников). Создание позитивного воспитательного пространства является важнейшим условием становления субъектной позиции студента.

Определение субъектной позиции очень часто связано с процессом адаптации. Существует мнение, что смена окружающей среды является «пусковым механизмом процесса адаптации» для человека. В вузовском образовательном пространстве интенсивно идет процесс включения индивида в новую социальную среду и дальнейшего установления между ними гармоничных отношений.

Исследователи очень часто рассматривают адаптацию в обобщенном виде, определяя, что эта категория относится к числу общих понятий, связывающих живые организмы со средой, как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях. Такой биологический образ вполне заслуженно может существовать, поскольку адаптация является одним из центральных понятий в физиологии, медицине, философии, психологии. В универсальном справочном издании «Новая иллюстрированная энциклопедия» социальная адаптация определяется как процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями деятельности [3].

По мнению В.А. Якунина, под адаптацией понимается процесс взаимодействия человека и окружающей среды, когда у него появляются модели поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям [7]. Для нас представляет интерес применение общего определения к условиям образовательного пространства.

И.Т. Зайнышев и А.А. Чернецкая выделяют четыре стадии процесса адаптации, характеризуя каждую из них. Начальная стадия — адаптирующийся улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается. Во второй стадии (терпимости) выделяется признание равноценности эталонов поведения в отношении социальной среды индивида. Третья стадия -приспособление, «аккомодация», связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности. Четвертая стадия — стадия полной адаптации, «ассимиляция», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые [6]. Е.В. Осипчук также выделяет в адаптации студента-первокурсника четыре стадии и утверждает, что в результате реализации личностного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности — адаптированность как результат, итог процесса адаптации [2].

Я.В. Бочарникова отмечает, что адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое ее условие. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

в новую социальную среду;

в учебно-познавательный процесс;

в новую систему отношений [1].

В исследованиях часто отмечается, что наибольший уровень адаптивности студентов дают такие образовательные пространства, в которых осуществляется активное и одновременное изменение и студенчества, и окружающей среды.

Измеренным результатом адаптации является внешнее приспособление субъекта обучения к образовательному пространству. Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический.

К блоку социологических факторов относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил. Психологический блок содержит индивидуально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

В педагогический блок факторов влияния на адаптацию студентов включается уровень педагогического взаимодействия, организация образовательной среды, материально-техническая база и другие.

Поступление вчерашних школьников на первый курс вуза несет в себе немало трудностей, поэтому выявление типичных проблем, с которыми они сталкиваются при решении вопросов адаптации, —

очень важная задача. Исследователи социальной адаптации студентов выделяют следующие основные трудности или самые значимые проблемы: заметно возросший объем учебной нагрузки, сложность усвоения новых учебных дисциплин, трудности в отношениях с товарищами по учебе, выстраивание новой системы отношений с преподавателями. Приспособление к новым условиям требует много усилий, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации — это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в процессе становления человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития [4]. Различают три формы адаптации студентов-первокурсников:

— адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшего учебного заведения, содержанию обучения в ней, ее требованиям к обязанностям обучающихся;

— адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и их объединения со студенческим окружением в целом;

— адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в университете.

Необходимым условием для успешной адаптации является проявление активной позиции не только преподавателя, но и студента, то есть деятельность должна быть совместной. Студент сам находит и выбирает для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель — создает для этого условия.

Вузовское пространство должно способствовать личностной, социально-психологической адаптации студента преимущественно путем создания ситуации успеха в любом виде деятельности и в общении.

Опыт работы в вузе свидетельствует, что целесообразно создание адаптационных программ для первокурсников.

В Бурятском государственном университете разработана программа адаптации первокурсников, целями которой являются создание воспитательной системы для развития творческой и познавательной активности студентов, обеспечение психологических условий для быстрой социальной адаптации студентов к вузу; придание четкой направленности и управляемости профессиональной адаптации — это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков самостоятельной учебной и научной работы; обеспечение успешной социальнопсихологической адаптации — налаживания взаимоотношений студента в учебной группе, выработки субъектной позиции и собственного стиля поведения.

Для выполнения намеченных целей отдел социальной и воспитательной работы университета решает комплекс задач: 1) разработка конкретных мероприятий для успешной адаптации первокурсников; 2) формирование корпоративной культуры студентов, приобщение к традициям вуза; 3) создание условий для самореализации студентов через личностную адаптацию; 4) формирование здорового образа жизни; 5) скрытая профилактика аддитивного поведения личности.

Основным содержанием адаптационной программы для студентов первого курса являются проводимые в университете мероприятия: «Веревочные курсы», встречи студентов первого курса с ректором университета, организационные собрания по факультетам, «Посвящение в студенты», обучение приемам самостоятельной работы студентов с литературой в библиотеке университета, подготовка к практическим (семинарским) занятиям, анкетирование студентов, проведение творческого конкурса «Первый снег».

«Веревочный курс» — эта большая игра, в которой участвуют студенты всех первых курсов 12-ти факультетов и 3-х институтов университета. Более тысячи студентов вместе с заместителями деканов по воспитательной работе выезжают за город, на берег реки Уды, где проходят тренинги на сплочение. Организаторы — студенческий профком и федерация студенческого самоуправления университета — выдают задания и маршрутные листы, по которым происходит движение и переход команд факультетов от станции к станции. На каждой станции студенты-первокурсники демонстрируют свои творческие способности, социальный опыт, умение работать в команде.

Игра получила свое название по аналогии с туристическим термином «одна связка», когда связанные одной веревкой туристы двигаются от вершины к вершине, помогая и поддерживая друг друга. В начале учебы необходимо найти эту связывающую друг с другом «нить» для дальнейшего успешного обучения, личностного, творческого и профессионального роста в стенах университета.

Студенческая профсоюзная организация в рамках выпускной квалификационной работы студентки В.А. Хабудаевой для выявления уровня социальной адаптации студентов-первокурсников провела исследование в 2009-2010 уч. г. Приведем лишь некоторые результаты опроса студентов социальнопсихологического факультета университета.

На первый вопрос анкеты «Испытываете ли вы трудности в адаптации к процессу обучения в университете?» 62% ответили «да», 19% респондентов — «нет», затруднились ответить 19%. Данные цифры свидетельствуют о том, что у многих студентов действительно существуют трудности адаптации, недостаточно различных навыков и умений в обучении, общении и взаимодействии.

На вопрос анкеты «С какими трудностями вы столкнулись в первые дни учебы?» 24% опрошенных ответили — «самостоятельно принимать решения», 52% — «с расходованием своего бюджета», еще 24% — с трудностью «жить отдельно от родителей», 70% отметили проблемы с «адаптацией в университете», никто не считает трудностью «жизнь в общежитии». С учетом вариантов ответов можно отметить, что адаптационные программы для первокурсников, принятые на факультетах, все еще слабо реализуются. Необходимо уделять больше внимания каждому студенту, возможно проведение бесед, групповых тренингов и игр на умение принимать решения, совместную деятельность. Все это будет способствовать успешному процессу адаптации.

На вопрос «Как вы оцениваете взаимоотношения в группе?» 67% первокурсников ответили «мы все хорошо общаемся», 29% — «мы все общаемся, но в мини-группах», 5% считают, что они общаются «только на тему учебы», ни один не отметил вариант «мы не общаемся совсем». Полученные данные свидетельствуют о том, что морально-психологическая атмосфера в учебных группах первокурсников в целом положительная, но все же необходимо усилить работу по сплочению студентов, так как 29% из них считают, что общаются в мини-группах, между которыми возможны конфликты.

Студентам был задан вопрос: «Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?» 21% респондентов ответили «да», 33% — «нет» и 45% «частично». Полученные результаты подтверждают существование проблемы педагогического взаимодействия в вузовском образовательном пространстве, подчеркивают значимость работы по формированию субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом, а также необходимость оказания помощи первокурсникам в адаптации к новым социальным условиям.

Участие студентов в мероприятиях университета должно способствовать развитию активности, созданию положительного имиджа, знакомству студентов. На вопрос «Влияет ли участие в университетских мероприятиях на адаптацию студентов?» 64% опрошенных ответили «да, это дает возможность познакомиться и завести новых друзей», 7% — «нет, это ни на что не влияет», 29% отметили, что «все зависит от самого студента, можно успешно влиться в коллектив и без участия в каких-либо мероприятиях. Полученные данные говорят о том, что студенты считают участие в мероприятиях отличной возможностью найти новых друзей. Многие все же остаются за пределами участия в различных мероприятиях, на вопрос «Участвуете ли вы в мероприятиях университета» 26% респондентов ответили «активно участвую», 50% — «изредка участвую», у 12% «нет желания участвовать» и 2% отметили, что «хочется, но не получается». На это следует обратить внимание, так как только половина всех опрошенных студентов изредка участвует в мероприятиях университета. На вопрос «Считаете ли вы, что в университете необходимо проводить более интенсивную воспитательную работу с первокурсниками?» 60% ответили «да, это необходимо», 17% — «мне все равно», еще 17% считают, что «не надо, и так все хорошо», 7% — «нет, это излишне».

Большую роль в адаптации студентов играет институт кураторства. С целью выяснения степени участия куратора в жизни группы студентам был задан вопрос «Кем для вас является куратор?». 5% респондентов ответили «помощником в учебе», 50% считают, что куратор для них «информатор в учебных и жизненных вопросах», 19% — «активный участник студенческой жизни», еще 19% — «человек, помогающий развиваться во всех направлениях», студенты дали и другие варианты ответов: «куратора не видно в поле зрения уже 2 месяца»; «куратор вообще не участвует в жизни нашей группы»; «куратор просто информирует в учебных вопросах». Половина студентов считает куратора просто информатором в учебных и жизненных вопросах. Приведенные результаты исследования подчеркивают значимость работы кураторов, направленной на адаптацию студентов в образовательном пространстве вуза, которое сегодня характеризуется большим объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, сложной инфраструктурой.

При составлении вузовской адаптационной программы для первокурсников следует учитывать многофакторность влияния, роль педагогического взаимодействия. Одной из эффективных форм такого взаимодействия, на наш взгляд, выступает институт кураторов студенческих групп. Ситуацию в образовательном пространстве вуза необходимо менять, поскольку адаптацией студентов-первокурсников должны заниматься не только структуры университета, ведущие организационно-воспитательную работу (ученый совет, ректорат, деканаты, отдел воспитательной и социальной работы, профсоюзный комитет студентов, кафедры), но и такие подструктуры, как начавшие возрождаться институты кураторов учебных групп на факультетах, студенческие творческие инициативы, студенческое самоуправление, советы общежитий. С 200б г. Федерация студенческого самоуправления (ФССУ) регулирует отношения между студентами, пытается разрешать возникающие конфликтные ситуации. Происходит активный процесс привлечения первокурсников к деятельности в творческих коллективах, участию в спортивных и научных мероприятиях. Творческий конкурс «Первый снег», который проводится в университете по инициативе ФССУ, является одной из форм успешной адаптационной работы. Первокурсники каждого факультета готовят концерт. В течение 10-ти дней идет творческий фестиваль, который заканчивается концертом лучших первокурсников университета. Активная творческая деятельность позволяет обрести новых друзей, проявить себя, показать свой талант.

Обеспечение адаптации студентов в вузовском образовательном пространстве представлено системой последовательных и взаимосвязанных действий, которая должна включать: изучение личностных особенностей первокурсников; выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь; анализ и обобщение полученных данных; подготовку на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов; проведение круглого стола по проблеме адаптации первокурсников с участием заместителей деканов по воспитательной и спортивной работе, специалистов отдела социальной и воспитательной работы; разработку и постоянное совершенствование тематических образовательных программ для студентов первых курсов; проведение в группах студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого будут проводится разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам. Организация и проведение цикла практических занятий со студенческими активами и старостами первых курсов направлены на повышение уровня осознания трудностей адаптационного периода, освоение способов их преодоления и развитие навыков конструктивного общения.

Цикл практических занятий для студенческих групп первого курса рекомендован для кураторского часа; апробации данных занятий специалистами ОВСР в реальных учебных группах первокурсников и внесения необходимых коррективов. Деятельность школы кураторов и молодых преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направлена на повышение уровня психологопедагогической грамотности педагогов; на организацию и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа; социально-психологическое и научно-методическое сопровождение деятельности кураторов в процессе освоения ими предложенной методики проведения групповых занятий с первокурсниками; индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей; совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование на будущее.

Таким образом, можно утверждать, что адаптация студентов первокурсников является составной частью социальной и воспитательной работы в высшем учебном заведении, целью которой является создание позитивного образовательного пространства.

Литература

1. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса // Первое сентября №1. 2010.

2. Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. — 2007. — №2. — С. 119-130.

3. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.1. Аа-Н 7б Ар. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 225 с.: ил.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Изд-во Академия, 2008.

5. Сектюрин Ю.П. Актуальные задачи вуза в воспитании и гражданском становлении молодежи // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2008. — №1. — С. 5-8.

6. Технология социальной работы / под ред. ПТ. Зайнышева. — М.: Владос, МГСУ, 2002.

7. Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб, 1998. — С.1З8.

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по социальной политике и воспитательной работе Бурятского государственного университета.

Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of psychology, associate professor, prorector on social policy and educational work of Buryat State University.

Добавить комментарий