Левченко Александр Емельянович

Опыт и и стратегии образовательных моделей и технологий организации креативных практик в образовательной среде на будущее

Непременная задача каждого человека:

прожить своё будничное сегодня так,

чтобы внести в своё и чужое существование каплю мира и радости.

 — Неизвестный автор

Рассуждая о моделях останавливаемся на практическом опыте и теории, в эссе рассматривая и воображая модель в образовании как объект, задающий цели, систему, последовательность операций в образовании. А если есть вызов, его нужно преодолевать и развиваться дальше. Само образование становится непрерывным, повсеместным, человеко-ориентированным, представленным множеством форм и креативных подходов. Креативные подходы и дают возможность детям в школе  познать новые технологии, а само учебное заведение всё более становится игровым образовательным пространством. Базой же будущего образования, по нашему видению становится креативное образование уже сегодня, где инструменты и практики, позволяют ответить на ряд  вопросов для решения задач. Затем эффективно организовать групповую деятельность, в которой одной из наших главных задач является рассмотрение современной стратегии и синергии как основы эффективной модели управления, определить их роль в выборе управленцем, педагогом содержательных, процессуальных образовательных альтернатив, где технология ‑ это своего рода вариант воплощения определенной педагогической концепции в стратегии образования.

И уже сегодня сфера образования нуждается в создании новых, гибких организационных стратегий, способствующих мобильности человека в профессиональном образовательном пространстве для решения формулы «образование через всю жизнь».

Стратегия ‑ сложное и потенциально мощное орудие. При ее помощи современная организация способна подстраиваться либо противодействовать меняющимся обстоятельствам. Но это ‑ непростое оружие. Его внедрение и дальнейшее применение обходятся весьма дорого. Но имеются весомые доказательства того, что внедрение стратегического управления оправдывает себя с лихвой, в особенности для тех, кто находится в условиях нестабильности [6]. А что такое стратегия?

Стратегия ‑ это цель. Стратегия  отвечает на вопрос «Как мы туда попадем?» Причем сценариев и путей движения к одной и той же цели может быть много, наша же задача найти оптимальный – сделать выбор. Он и станет стратегией. Стратегия ‑ это не детализированный план. Это план широкими мазками. 

Наше видение останавливается также и на том, что стратегия это обобщающая модель действий, которые необходимы для свершения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективности распределения ресурсов. Стратегия ‑ набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности, где в кооперативности организации её производной становится синергияпри проведении органичной модернизации.

Синергия рассматривается как универсальный ресурс органичной модернизации. Органическая модернизация характеризуется моментом собственного развития страны, подготовленный всем ходом предшествующей эволюции.

Начинается это всё «снизу», с культуры и изменения сознания человека в обществе, новый тип общества становится естественным следствием изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении людей. Многое в жизни человека зависит от его действий, деятельности, поведения. Так в значительной степени креативность зависит от поведения, как индивид смотрит на вещи, действует или реагирует на новые обстоятельства, склонен ли он смотреть на вещи по-разному, склонность воспользоваться шансом, пойти на эксперимент в условиях неопределенности. Так, по-нашему мнению, для увеличения креативных идей и творческих способностей, просто нужно действовать как творческая личность. А появление организаций инновационного типа влечёт за собой формирование персонала иного качества и уровня – креативного класса.

Научное сообщество и ведущие практики управления задаются вопросами – Как управлять таким персоналом? Как развивать и направлять его креативный потенциал в нужное русло?

И мы уверены, поэтому частично и задались поиском ответов в статье, с мыслью о том что в ближайшие годы найдутся более полные ответы на все эти вопросы, поскольку в нашей стране велик креативный потенциал сотрудников и управленцев, который ждет своего пробуждения. Не только пробуждения, но и действий управленцев образования по созданию условий воспитания и развития для будущего профессионального становления, увеличения прослойки людей креативного класса, который составят выпускники современных высших учебных заведений инновационного типа, в которых ядро креативного класса составляют преподаватели, чья функция заключается в создании новых идей, технологий созидания одной из новых установок на инновационную деятельность качества профессиональной мобильности – компонентов креативного содержания. Но во времени новом появятся и новые проблемы. Однако, таким образом мы подошли к определенности в креативности профессиональной мобильности педагога.

Креативная профессиональная мобильность. Мобильность личности предполагает рассмотрение качеств личности педагога как инвариантов креативности субъекта педагогического творчества. Учитывая, что в содержание креативности входят понимание профессиональной цели развития, видение личностной траектории профессиональной деятельности, представление о результативности и эффективности воздействия продукта деятельности. Мобильность личности педагога представляет собой системно-коммуникационный конструкт, опирающийся на ценностно-смысловой и концептуально-ориентировочный компоненты, включающие активность, креативность, адаптивность, технологичность, в которых отражены личностные определения и изменения в результате адаптации к постоянно меняющейся информационной среде.

Для педагога мобильность личности – это качество интегративное, оно характеризует способность педагога к смене как своего статуса, так и отношения к информации в соответствии с социальными, культурными, нравственными и профессиональными задачами.

Сегодня предположительно промолвить, с полной уверенностью и то, что педагоги входят в ядро креативного класса. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, психологии, здравоохранении и смежных областях деятельности. О чем много пишет Ричард Флорида – профессор Университета Торонто, заслуженный научный сотрудник Школы профессиональных исследований Нью-Йоркского университета. Широко известен благодаря изобретению и популяризации термина «креативный класс»: впервые использовал его в вышедшей в 2002 году книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» [13].

Креативность же в её современном видении (от англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [7, c. 46] с креативным образованием.

Креативное образование – это образование проблемное, не только по методическим, но и по структурно-предметным характеристикам. Как сегодня строится структура учебных дисциплин, по каким принципам они выделяются? Главными среди них являются сложившиеся области знаний, в соответствии с которыми происходит дифференциация наук, действующих традиций, подходов, возможностей, специализации преподавателей, их мотивации и их компетентность. Здесь наше обращение к недавнему материалу об образовательных системах будущего [12, с. 16-27].

Согласно исследованиям, мотивация является одной из наиболее значимых задач в повышении эффективности образовательно-воспитательного процесса, где её развитие и применение является важным атрибутом активизации процесса формирования личности, в котором оптимально сочетаются стимулирование активности, независимости и креативности, что мы сегодня и наблюдаем в общеобразовательной школе, системе среднего профессионального образования (СПО) и высшей школе.

При всем этом есть над чем поразмышлять, где видение может расшириться в том, что ещё в 2009 году Джеймс К. Кауфман и Рональд Бегетто (США) была представлена «четырёхмерная» модель творчества с четырмя уровнями креативности:

  • mini-C («трансформационное обучение», включающее «личностно-значимые интерпретации переживаний, действий и прозрений»);
  • little-C (повседневное решение проблем и творческое выражение);
  • Pro-C (профессиональная или профессионально-творческая реализация, не обязательно выдающаяся);
  • Big-C (серьёзное открытие в определённой области, чаще всего значимость которого трудно недооценить) [ 14, с. 21-28.]

На наш взгляд вертикальная модель о многом говорит: простая и красивая, подчёркивающая важность развития компетенций, как ключевого компонента для реализации Pro-C и Big-C.

Позже модель креативности была предложена английским психологом и соучредителем Лондонской школы экономики Грэмом Уоллесом в 1926 г., где он выделяет четыре фазы креативной активности: 1) подготовка (оценка проблемы); 2) инкубация (сознательная и бессознательная умственная движущая сила); 3) озарение (осмысление новой идеи); 4) проверка (оценка идеи/й). Творчество часто ассоциируется у нас с самой неуловимой фазой – озарением. Модель Уоллеса хороша тем, что превышает высокие волевые результаты и сознательных действий, без учета озарения не по цвету и не по показателям к результату. При этом креативная деятельность повторяется как результат сознательных и бессознательных процессов [9].

Данная структура и последовательность креативного процесса в целом принимается научным сообществом, учеными, практиками. Она то и послужила образцом для многочисленных моделей креативного процесса, которые были разработаны и исследованы с течением времени, и где креативным продуктом считается все новое, оригинальное и обладающее ценностью, происходящее в результате креативного мышления или применения креативных методов, которые входят в креативное мышление.

«Новое» может варьироваться от идей до физических материальных продуктов и нематериальных услуг и процессов.

Интересен для нас опыт исследований М. Бодена в способности личности генерировать идеи из существующих понятий, которые приводят к интересным результатам благоприятной среды: открытость опыту (креативная среда должна мотивировать, разрушать барьеры и традиционные ограничения), внутренний локус оценки (креативная среда, позволяет личности оценить свою собственную новую идею или продукт без внешней критики), способность играть с элементами и понятиями (толерантное отношение к способности «играть» и отсутствие жестких правил способствует возможности исследовать проблему в игровой форме) [16].

Следует обратить внимание и на такой метод решения проблемы как брейншторм, к которому педагоги на практике (занятиях) относятся часто с опаской из-за проблемы удержания дисциплины в учебном процессе. Однако брейншторм ‑ метод мозгового штурма, можно сказать, стирает границы сознания участников штурма, что побуждает их мыслить более свободно выражать свои идеи.

Зачастую, на начальной стадии отбора идей, многие из них могут показаться глупыми и несуразными. Но это нормально, брейншторм как раз нужен для того, чтобы давать его участникам возможность поделиться любыми своими идеями и предположениями, даже если они поначалу кажутся странными. Нередко бывает так, что самые сумасшедшие идеи в конечном итоге оказываются самыми лучшими [8].

Нам импонирует точка зрения отечественного ученого В.Н. Дружинина («Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000), на что также обращает внимание С.Р. Яголковский. По его мнению, существуют три основных подхода к проблеме креативности, определяемых, прежде всего, взаимоотношениями интеллекта и творчества. В рамках первого подхода предполагается, что креативность человека обусловливается не отдельными творческими способностями, а всей структурой его личности (мотивацией, ценностями, чувствительностью к проблемам, независимостью и пр.), т.е. фактически ставится под сомнение их существование. В соответствии со вторым подходом, творческие способности значимо коррелируют с интеллектом. Иначе говоря, предполагается, что интеллектуальные способности определяют креативность человека. Третий подход выделяет креативность как самостоятельный фактор, который не зависит от интеллекта. В «смягченном» варианте позиция отражена в «теории интеллектуального порога», за пределами которого они становятся независимыми [15, с. 134-137].

Развитие креативности и творческих способностей во вновь создаваемых сегодня условиях образовательного процесса возможно с помощью иммерсивного образования и более результативно нежели традиционными формами. Именно здесь сегодня в игру вступают иммерсивные технологии, поскольку они позволяют учащимся общаться не только со своими сверстниками и учителями, но и с окружением. Так, говоря о новых подходах, мы отмечаем, что их основания становятся все более важными для роста общества знаний в ХХI веке, где превалируют инновации и креативность, тесно связанные с современным обучением и знаниями. Однако, как пример, виртуальная реальность сильно контрастирует с сухим уроком истории о событийных знаниях, являющихся наследием прошлого. Виртуальную реальность создает (конструирует) новый искусственный мир, транслируемый человеку через его органы чувств в трехмерном пространстве. Пространственная визуализация и мысленные манипуляции являются ключевыми навыками в таких дисциплинах, как инженерия или архитектура, преподавателям легче объяснить такие концепции, а студентам также легче визуализировать трехмерное пространство, что возможно осуществить с помощью иммерсивного обучения. Эта проблема является результатом современных методов обучения, а не способностей, что решается с помощью платформ, привязанных к виртуальной реальности иммерсивным подходом в условиях виртуальной педагогической студии.

Иммерсивное обучение (иммерсивный подход) – это метод обучения, при котором учащиеся/студенты погружаются в виртуальный диалог, ощущение присутствия используется как свидетельство погружения [3]. Виртуальный диалог, видение в нем может быть создано двумя способами: с помощью виртуальной техники и повествования в формировании описывать картины, подобно чтению книги (лонгрид как длинная история с разбором какого-либо явления) во время тотальной цифровизации. Практическим примером реализации этого является конструирование модели учебного занятия в иммерсивном обучении, где необходимы ресурсы; составленный план; план-конспект; сценарий; технологическая карта учебного занятия, основанная на межпредметном подходе (физика, химия, изобразительное искусство и др). Формат представления ‑ погружения (текстовый документ, презентация и пр.) определяется учителем/преподавателем/слушателем самостоятельно. Например, в межпредметном подборе из серии дидактических картин в визуальный ряд можно вклчается выдающийся шедевр живописи А.И. Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880). Ведь и в сегодняшнем времени восприятие этого художественного произведения почти через полтора столетия с его содержательными секретами экспозиции нужно читать, видеть цвет и воздействие этих лучей и пр. В октябре-ноябре 1880 г. во время первой экспозиции картины, когда люди заходили в темное помещение они попадали на лунную тропу, погружаясь… «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных ‑ поглощаться им (Манин В.С. Куинджи и его школа. ‑ Л.: Художник РСФСР, 1987. ‑ 220 с.). Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков, которые до сих пор погружает зрителей в раздумья о личном присутствии и восприятии вечности и непреходящей красоты мира. Это ли не иммерсивная подача материала? Хотя само понятие термина «погружение» и компьютерной техники к концу ХIХ века ещё не существовало.

Но сегодня время компьютерной техники и тотальной цифровизации, где цифровые технологии варьируются от производственного программного обеспечения (такого как Photoshop) и видеоигр до носимых технологий и даже приложений для социальных сетей, позволяющих взаимодействовать с контентом (например, Wikispace). Цифровые инструменты упрощают мозговой штурм и поощряют оригинальные подходы к решению проблем. Нами преимущество, если это возможно, отдаётся современным технологиям, среди которых иммерсивная технология, которая предполагает специальную лабораторию (воркшоп, студию, тренинговый зал т.п.).

Сегодня для нас интересны модели и методы использования в практике Академического воркшопа (с англ. мастерская) как метода обучения, который основан на изучении практических аспектов какого-либо вопроса или распространяющаяся методология Лонгрида как новейший формат культурно-образовательного творения иммерсивности, а в совместном использовании как инструмент реализации проектной деятельности в образовательноё среде, форма представления к защите результатов проекта и др. [5, c. 19]. Тренд на цифровизацию образования как сквозного приобретения компетенций в профессиональной среде останется с нами надолго – на будущие времена. Переход на гибкое обучение ‑ платформу, создание поддерживающей цифровой среды для учеников/студентов является задачей времени. Университетам, к примеру, гораздо проще запустить курсы в интернете, чем принять на очное обучение всех желающих студентов. 

Из большого количества новшеств в расширении научного знания на практике отдаём предпочтение трендам (нами выделено шесть, ‑ прим. авт), которые вытекают из нашего научно-практического опыта, где главное – это основа в создании образовательных площадок, на которых доступны курсы даже в муниципальных учебных заведениях. Так в нашем опыте развития креативной платформы в формате лекций, онлайн-курсов, онлайн-конференции, форсайт-сессии (возможна и их корпоративная форма) эффективно выполняют две задачи: а) предоставляют доступ к актуальным знаниям как можно большему количеству человек в организации, б) организовывают процесс получения знаний управленцами, педагогами, родителями. Где по-нашему мнению, ситуационно с неизвестной вероятностью, а где с ситуацией риска возможны принятия решения в выборе исследований сегодня и на будущее, на наш взгляд современных трендов (методов, способов или технологий).

Тренд первый – Геймификация, где игра становится необходимым элементом современного образования. Появился даже особый термин Edutainment, который объединяет в себе понятие «обучение» и «развлечение». На практике геймификация учебного процесса вовлекает школьников/студентов в обучение, помогает развить креативное мышление и гибкие навыки, которые так важны в современном мире.

Тренд второй – Проектное обучение, где реальная жизнь и работодатели ждут от вчерашних выпускников не теоретических знаний, а практических навыков для образования нового технологического продукта для науки, бизнеса, СМИ и т.п. По этой причине возрастает роль самостоятельной работы учащихся. На первый план выходит решение сложных задач, участие в мозговых штурмах, подготовка кейсов. Теперь студенты/учащиеся могут сами найти любую информацию и изучить ее. Преподаватели все меньше времени тратят на объяснение материала, отработку и формирование практических навыков, используя метод «обратная лекция».

Тренд третий – Agile и Scrum-технологии (пер., «гибкие схватки«, ‑ прим. авт.) – это новые подходы к методикам организации учебного процесса. Они позволяют разбить его на короткие отрезки, усилить командную работу над проектами и постоянно отслеживать результат обучения. Студентов эти технологии учат ответственно относиться к каждому этапу работы и поддерживать мотивацию и высокий ритм деятельности. Agile и Scrum – основные методики работы в IT-компаниях, а значит, студенты получают полезные практические навыки, которые точно пригодятся для быстрого профессионального роста [17].

Тренд четвертый – Технологии VR и AR… , где совместно с геймификацией в образовании применяются технологии виртуальной и дополненной реальности. Это помогает расширить границы восприятия, сделать процесс образования более объемным и увлекательным, максимально сблизить теорию и практику. VR и AR технологии позволяют по-новому взглянуть на процесс образования. При этом их эффективность подтверждается различными экспериментами.

Трендпятый – это Иммерсивные технологии, представленные в разнообразии проявления форм обучения.Иммерсивные технологии обучения – это совокупность программно-технических средств, способствующих погружению обучающегося в искусственно созданную среду – виртуальную реальность. Виртуальная реальность (VR) – это интерактивная среда, в которой пользователь испытывает ее всеобъемлющее влияние, взаимодействует с разнообразной информацией, получаемой через каналы восприятия, что на практике является повышением креативности… Но самый важный жизненный опыт на словах не передаётся, его можно усвоить лишь на практике, где Технологии смешанной реальности используются по-разному.

В индустрии развлечений MR используется для разработки иммерсивных впечатлений и разрушения «четвертой стены» виртуальных событий. MR также используется в ряде инициатив в гуманитарном образовании, представляющих совокупность знаний в области истории, философии, культурологии и других общественных наук, связанных с ними практических умений и навыков включая уроки 3D-искусства и даже иммерсивные медицинские симуляции [11].

Тренд шестой – это «Реверсивное наставничество» (от англ. Reverse Mentoring), где мы из своей практики работы в содружестве с общеобразовательным учреждением (ПОШ №22, г. Петровское, ЛНР) предлагаем ещё один креативный подход ‑ феномен нового времени, по нашему мнению, заслуживающий внимания в образовательных организациях, подобно традиционному наставничеству, предполагает взаимодействие между двумя сотрудниками.

При этом высококвалифицированный профессионал, старший по позиции или более опытный, становится подопечным младшего сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий цифровизации и в этой области считает его своим наставником, но в условиях нового времени… Такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов («Серебряного возраста»), которая появилась совсем недавно (можно сказать вынужденно в связи повсеместной цифровизацией, ‑ прим. авт.) в области информационных технологий и интернет-коммуникаций [1, c. 624-640].

Такую новаторскую образовательно-познавательную консалтинговую (консалтинг ‑ деятельность по консультированию руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере коммерческой, финансовой, юридической, технологической, образовательной и др. деятельности, ‑ прим. авт.) форму по принципу трансдисциплинарного знания и подхода мы начали использовать в реализации программы «Фандрайзинг-проект Луганск – Красный Луч 2017…» на общественных началах и в содружестве с Виртуальной кафедрой психологии и трансдисциплинарных технологий Далевского университета (г. Луганск) и Петровской средней школой №22 им. генерал-майора М.М. Шаймуратова (агломерация г. Красный луч, ЛНР), где в проекции времени стали ощутимыми результаты, где педагоги школы почувствовали необходимость знаний в области сквозных компетенций.

Так в школе появилась много чего интересного, но главное  мотивация педагогов и учащихся к знаниям. За пять лет – пять учителей начальных классов и иностранного языка повысили свой профессионально-образовательный уровень до магистров психологии; изменилась структура школьного управления, отношение к научно-исследовательской и методической работе; в рамках взаимодействия с Республиканской Малой Академией Наук по желанию ребята углубленно познают основы психологии и затем выходят на углубленный и профессиональный уровни. Ребята вместе с педагогами взаимодействуют в освоении психологических и конфликтологических компетенций и при этом пишут научно-исследовательские работы, разрабатывают проекты на актуальные и стратегически важные для России темы, что способствует расширению новых форм наставничества в среде, где имеет место реверсное наставничество; работа педагогов по экологическому воспитанию перерастает  в систему ноосферного образования и бережного отношения к человеку – к реабилитации людей в условиях Донбасса, мира на родной Земле и Планете, на которой мы живем и др. [4, с. 99-106].

Всё выше перечисленное даёт возможность использовать фасилитацию в практике улучшения группового взаимодействия с признанной эффективностью и долгой историей, где педагог-фасилитатор помогает группе прийти к креативной синергии – сути и лидерства, и родительства, основанных на принципах. Синергия катализирует, объединяет и высвобождает огромную энергию, заключенную в людях, – прим. авт.), взаимоуважению, соглашению и реализации совместно найденного решения [10].

Таким образом, рассмотренные в данной статье отечественные и зарубежные теории убедительно доказывают многогранность феномена креативности, что стратегически важно для будущего развития личности и социума. Мы видим, что процесс изучения креативности в России, как сложного феномена во времени, охватывающего несколько десятилетий исследований и доказательств, диапазон точек зрения на рассмотрение этой проблемы достаточно широк, но за долгие годы исследований ученые не пришли к единому определению, в полной мере раскрывающему само толкование креативности.

В этой связи исследования представленного феномена должны продолжаться с позиций новых условий информационной насыщенности психолого-педагогических инновационных практик в образовательных средах, где невозможно обойтись без стратегии, которая является главным толчком для развития образовательной среды. Отсюда возникает необходимость специальной подготовки будущего специалиста ‑ учителя/психолога в вузе, от выбора которого в будущем зависеть насколько успешно будет реализована определенная стратегия с фундаментальной идеей, моделью и технологиями [2].

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Дорохова Т.С. Опыт исследования феномена реверсивного наставничества в системе общего образования / Т.С. Дорохова, Ю.Н. Галагузова, А.И. Матвеева, Г.А. Кругликова // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 1 (61). – С. 624-640.

2.    Зеер Э.Ф. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования / Э.Ф. Зеер, О.В. Крежевских // Образование и наука. ‑ 2022. ‑ Том 24, №4. ‑ С. 11–39. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-11-39.

3.    Иммерсивное обучение [Электронный ресурс]. ‑ URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Immersive_learning#:~:text=%D0%98%D0%BC%D0%BC… (дата обращения: 13.05.2023). 

4     Левченко А.Е.планетарное мышление и полихудожественный подход как способ развития экологической грамотности и эстетики видения мира у детей в образовательном процессе / А.Е. Левченко, Г.К. Серова, А.А. Ларичева // Научный журнал «INTERIAL» ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля». ‑ 2023. – №1 (17). ‑ С. 99-106.

5. Левченко А.Е. Психологическая и информационная культура как факторы креативной мобильности новых трансформаций будущего образования / А.Е. Левченко // Научный журнал «INTERIAL» ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля». ‑ 2023.  ‑ №1 (17). ‑ С. 17-24.

6.    Николаева С.В. Стратегия развития образовательного учреждения / С.В. Николаева. ‑ Текст : непосредственный // Молодой ученый. ‑ 2016. ‑ № 11 (115). ‑ С. 877-879. [Электронный ресурс]. ‑ URL:

       https://moluch.ru/archive/115/30939/ (дата обращения: 28.05.2023).

7.    Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами      наукоёмких производств / О.Н. Мельников. ‑ М.: Креативная экономика, 2010. ‑ С. 46.

8.    Мигель Дарья Креативный брейншторм / Дарья Мигель [Электронный ресурс].

       https://vc.ru/life/172786-kak-provesti-effektivnyy-breynshtorm-rukovodstvo-po-generacii-luchshih-kreativnyh-idey… (дата обращения: 03.06.2023).

9.    Мороз Виктория Обзор зарубежных теорий креативности / Виктория Мороз // Вестник Оренбургского государственного университета: Психологические науки, Науки об образовании 2016. ‑ Оренбург. [«Электронный ресурс].

       https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-zarubezhnyh-teoriy-kreativnosti (дата обращения: 07.06.2023).

10.  Повышайте креативность с помощью иммерсивного образования [Электронный ресурс].

       https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.d526ecf9-649d7743-532cc4b0-4722d776562/https/www.thehindu.com/education/boost-creativity-with-immersive-education/article66480204.  … (дата обращения: 17.06.2023).

11. Понимание иммерсивных технологий [Электронный ресурс].

       https://yandex.ru/search/?text=%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%… (дата обращения: 10.06.2023).

12. Рябичев В.Д. Креативная психология: личность в условиях обучающих креативных платформ образовательных систем будущего / В.Д. Рябичев, П.П. Скляр, А.Е. Левченко // Научный журнал «INTERIAL» ФГБОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля». ‑ 2023.  ‑ №3 (17), ‑ С. 6-27

13. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. ‑ М.: Классика-ХХ1, 2011. ‑ 430 с.

14. Ширинкина Е.В. Модели креативности в организации / Е.В. Ширинкина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. ‑ 2021. №1. ‑ С. 21‑28. [Электронный ресурс].

https://mss.pnzgu.ru/files/mss.pnzgu.ru/02121.pdf

       https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-kreativnosti-v-organizatsii (дата обращения: 17.06.2023)

15. Яголковский, С.Р. Психология креативности и инноваций [Текст]: учеб. пособие / С.Р. Яголковский // Государственный университет ‑ Высшая школа экономики. ‑ М. : Издательский  дом ГУ ВШЭ, 2007. ‑ с. 134. [Электронный ресурс] https://www.hse.ru/data/2013/11/19/1233465394/%D0%9F%D1%81%D0%B8%…9.pdf  (дата обращения: 20.06.2023).

16. Boden, M.A. The creative mind: myths and mechanisms / Margaret A. Boden. ‑ 2nd ed. ‑ New York: Sage, 2004. — 344 p.

17. 10 трендов образования в 2023 году [Электронный ресурс].

       https://n72.ru/company/news/10_trendov_obrazovaniya_v_2023_godu/]… (дата обращения: 03.06.2023).

Добавить комментарий