НАУЧНАЯ ШКОЛА ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Левченко Александр Емельянович, ,

доцент кафедры психологии

Луганского национального университета имени Владимира Даля,

Отличник народного образования УССР г. (1984),

шеф-редактор Научного журнала «Интериал,»

 г. Луганск, ЛНР.

Тел. моб. 0504765293.

 

 «КВАНТОВАЯ ПЕДАГОГИКА» И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРИИ БОРИСА ЮСОВА

             

Борис Петрович Юсов (1934-2003) — член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук — блестящий ученый, уникальный педагог, председатель прогрессивной научной школы эстетического воспитания. Около двадцати лет был директором Международных выставок детского художественного творчества, руководил Всесоюзным экспериментом по созданию новых программ по изобразительному искусству (в результате предмет «Рисование» стал называться «Изобразительное искусство», 1964 г.).

          В начале бурных 90-х возглавил Институт художественного воспитания АО России, где на адмиристративной должности директора работал несколько лет. Им разработана современная Концепция образовательной области «Искусство» для Москвы и РФ (1999-2000). Скромный, открытый, прямой, имеет планетарное мышление и удивительное понятие Чести и Достоинства. Коллеги и единомышленники между собой называли его Вернадским художественной педагогики, а его педагогику Культуры — «квантовой педагогикой», основанной на теории тонких взаимодействий. Борис Петрович был научным консультантом экспериментальных школ эстетического воспитания (полихудожественного — позже) в школах 12-ти республик СССР и на Луганщине в период с 1987 по 1995-й годы. Его научную идею об интеграции различных видов искусств мы постоянно используем в своей практике и сегодня. Надо отметить, что общение и научно-практическая работа с таким человеком — это событие и большое счастье в жизни!

Нам повезло с ним быть в эксперименте по проблеме художественно-эстетического воспитания учащейся молодежи.

Умер Борис Петрович 11 декабря 2003, в г. Москва.

Для нас он всегда будет образцом истинной интеллигентности и мудрости. А наша плодотворная педагогическая работа и научные исследования — это лишь малая толика того, что ученики могут «вернуть» своему Учителю и другу. В развитии педагогической культуры, партнер Бориса Петровича — Борис Неменский, советовал педагогам серьезнее заниматься школой: «Мы не имеем этического права перед своим народом передоверять художественное воспитание людям недостаточно компетентным в искусстве и в делах школы. Это нива художников и нива педагогов — профессионалов культуры. <…> От нас зависит, будет ли богатство высокого художественного наследия народов использовано будущими поколениями как знамя и меч в борьбе за счастье наших людей, за культуру страны, или станет лишь развлечением, забавой, времяпрепровождением … ».

Педагогическую культуру и новые горизонты школьного искусства для учителей открыла «персона» Бориса Юсова (1934-2003) и его лаборатория «Комплексное взаимодействие искусств» в НИИ Художественного воспитания (г. Москва), которой он руководил более двадцати лет (вплоть до последних дней своей жизни, — прим. авт.) с новациями в теории и практике полихудожественного воспитания.

Безусловно, и новационная работа, которая началась в стенах Луганской школы №52 в 1985-м (кто забыл, то напомним, что это были времена перестройки) со специализацией художественно-эстетического воспитания школьников, которая требовала не только практики, но и теоретического обоснования. Но если хронологически быть точным, то в этой школе новаций эта работа началась на неделю раньше «революционных» событий в государстве. С 5 марта начал работать новый директор — Александр Левченко. (Да еще многим была знаменательна в событиях эта весна в Луганске, потому что «наводнение смывает все следы…», — прим. авт.)

Началась «перестройка», и это был квантовый скачок к изменениям, и не только в материально-техническом оснащении учебно-воспитательного процесса, а главное — инновационном вооружении динамики развития педагогической системы школы — ее орбиты. Поэтому, сегодня можно сказать, что меняя орбиту, электрон теряет или приобретает энергию — переходит в другое состояние (это называют квантовым переходом или прыжком, — прим. Авт.) — это состояние тонких взаимодействий, которые начались у нас в 1985-м. И была ответственность, и был «страх новизны», — особенно который существует в советах соглядатаев. Но и «несколько прыжков над пропастью» сделать мало кому удается — нужна поддержка или расчет на один прыжок, но — высокопроизводительный и качественный. Он был частично противоречащим, но это свершили мы, потому что была идея.

Интересные идеи, и наш опыт педагогики полихудожественного развития (понятие появилось позже, — прим. авт.) Было реализовано почти в идеале (а педагогику…, ее сегодня можно назвать «креативной» или «квантовой» — ошибки не будет, ибо сегодня и первое, и второе понятие еще подлежат научному анализу и продолжению, — видимо, в эксперименте, — прим. авт.), который затухает в связи с трансформацией общества. Потому что в официальных научных кругах Украины это шаткое в понимании, а «большие научные круги» их еще не совсем воспринимают как научные понятия. Причин тому много… Эти события уже в прошлом, а отдельные — и в истории. Но в реальном времени, идеи были проработаны в образовательной практике, и теорию этой практики и сегодня отдельные ученые воспринимают с юмором, а некоторые и с недоверием. Потому что такого не может быть, потому что это не их опыт.

Вспомним Антона Макаренко, Василия Сухомлинского или Михаила Щетинина… Но как остатки опыта последних, так и нашего и сегодня работают на будущее. Многие этим опытом (их элементами, потому что в идеале скопировать невозможно) пользуются и в наше время в образовательных учреждениях.

Благодарны мы Борису Петровичу Юсову и сотрудникам его лаборатории, которые на Луганщину приезжали периодически — начиная с 1987-го (Л. Савенкова, Т. Сухова и др.). Сам профессор Юсов бывал на Луганщине несколько раз. Впервые — в августе 1989 года с ознакомлением организации научно-исследовательской работы по программе полихудожественного развития школьников в специализированной общеобразовательной художественно-музыкального профиля школе №52 г. Луганска. Был и весной 1991-го. Уже в «новые времена», весной 1992 профессор Юсов бывал в Новоалександровской школе Беловодского района Луганщины, выступал с новаторским докладом перед учителями сельской школы. Он знакомился с распространением опыта Луганской школы №52 на местах (в регионе). Побывал профессор в областном художественном музее им. Артема, в доме-музее В. Даля (имя Владимира Даля — по большому еще не было «раскрученным». Да и памятник Даля в исполнении луганчанина — скульптора Ильи Овчаренко был установлен в Луганске на улице, которая теперь носит имя Даля только в 1986-м). Он был удивлен по-хорошему Луганском, музеем Даля и деятельностью последнего… В апреле года 1992, во время празднования 50-летия подпольной молодежной организации «Молодая гвардия» Юсов побывал в музее «Молодая гвардия» в г. Краснодон. И надо было видеть его лицо, его удивление совершенным подвигом юношей — этой удивительной и героической в своем роде организации патриотической молодежи. Вот здесь можно было бы и живописать «парсуну академика из Москвы»… Но обратимся к его работам… В одной из последних его книг, которая называется «Новые горизонты школьного искусства и культуры», Борис Петрович пишет: «Огромный вклад и большой педагогический труд в развитие идей интеграции внес педагогический коллектив …», а дальше он перечисляет ряд школ, которые сделали этот вклад, где по тексту: «Обязательно следует назвать Школу искусств №52 г. Луганска, директор А.Е. Левченко, завуч по экспериментальной работе Т.М. Сорочан, ныне директор Луганского Института повышения квалификации учителей» (Юсов Б.П., Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». [Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей]. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 253 с.).

Распространение метода Юсова, — культуры квантовой педагогики началось еще при жизни Бориса Петровича. Сам метод был основан на его теории тонких взаимодействий (по Юсову, — взаимодействие искусств, духовное, не материальное и относится к движению духовного плана — это тонкие взаимодействия, — прим. авт.).

Вместе с тем, к слову, не лишним было бы обратиться к философии образования и к познанию, где приходим также к методологическому плюрализму, где постулируется свое кредо, что «Может быть успешным любой метод». Вот этот «любой» и надо победить, преодолеть (осилить). И идя к основанию указанных процессов или методов, можно сказать, что предметные науки расчленяют познание мира, а искусство представляет его целостно. Собственно из-за этого оно и становится незаменимым средством формирования целостной и духовно наполненной личности.

По поводу последнего мы согласны с замечанием: «… если в школе не подготовить, и не сформировать уровень, характер потребностей в искусстве, то он будет формироваться на улице» (Б.М. Неменский, Мудрость красоты). Как сегодня — это часто и происходит… А чтобы этого не случалось, — мы и работаем на будущее, на экологию души, на духовность.

Добавить комментарий