Реальная практика на виртуальной кафедре психологии и трансдисциплинарных технологий: лаборатория активных методов обучения профессиональной деятельности.

Система среднего и среднего специального образования ждет от высшей школы формирования гибкого пластичного креативно мобильного специалиста -практика, педагога успешно внедряющего в систему образования нестандартные активные методы обучения. Только они смогут спровоцировать у современного ученика желание не столько освоить довольно сложную программу, сколько преобразовать эти знания в новые инновационные системы, готовые к информационному обеспечению будущих открытий нового времени.

Поэтому и современная система образования в высшей школе на сегоднешний день претерпевает преобразования, научно-технический прогресс, инновационые технологии, смена приорететов и социальных ценностей влияет на изменение характера и функций профессионального образования.

На базе нашей лаборатории психологии и трансдисциплинарных технологий мы сегодня пробуем придать гибкость, сформировать новые качества, особенно профессиональную креативность и мобильность, всей иерархии участников учебно-воспитательного процесса. Начиная с форматирования сознания руководителя общеобразовательного учреждения, педагога, стремящегося к саморазвитию и самоизменениям мы завершаем этот процесс работой с ребенком и его родителями. Только изменения на всех уровнях этой иерархии дадут высокие результаты в формировании новой позиции педагога и изменению направленности ученика в обучении.

Важно отметить, что в измененном новационном отношении ученика и студента к обучении нуждаются не только гкманитарные специальности и специалисты технических направлений. Инное другое видение необходимо сегодня специалисту любого направления.

Курсанты республиканской малой академии наук сегодня с радостью внимают всему новому, чему они уже имеют возможность научиться в нашей лаборатории, формирующей опыт трансдисциплинарного взгляда, трансдисциплинарного видния современного информационного ространства, способов разрешения различных проблемных ситуаций.

Компетенции, формируемые у студентов психологов и маленьких академиков в тесном взаимодействии, отражают не только теоретические аспекты, но и большое количество необходимых специалисту практических навыков и способностей. В связи с этим качественно менятется характер взаимодействия преподавателя и студентов, учащихся. Студент и учащийся выступают субьектом процесса обучения, преподаватель его организатором, модератором.

Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении. Акцент переносится с содержания обучения на процесс, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. это процесс не столько сохранения знаний, сколько их видоизменения, переформатирования, создание нового видения проблемы и множества способов ее решения. Это в меньшей степени обучение, а в большей развитиеи саморазвитие.

Практика показывает, что у многих первокурсников к началу обучения в вузе недостаточно сформирована учебно-профессиональная мотивация, слабо развиты навыки самоменеджмента, самоконтроля, конструктивного взаимодействия. Тренинг адаптации первокурсников создаёт условия для эффективного включения студентов в жизнь вуза, помогает обучающимся быстро интегрироваться в студенческую группу, способствует формированию и становлению профессиональной идентичности и развитию самопонимания. В нашем эксперименте мы попробовали объединить ребят 14-16 лет — маленьких академиков, и первокурсников, пока еще не так близко знакомых с нашими методами формирования профессиональной позиции и компетентностей. Опыт, кажется, удался. Им было не только весело в сотрудничестве, но и интересно, ведь каждый жаждал получить свой особенный, неповторимый проыессиональный опыт.

Именно это обуславливает необходимость обязательного использования активных и интерактивных форм и методов обучения, благодаря которым, происходит актуализация и эффективное присвоение знаний, включение их в систему индивидуального опыта каждого. Активные методы помогают связать теоретические знания с практикой, способствуют развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, открывают пути для осуществления полноценной профессиональной карьеры, и раскрывают большие горизонты для ребят малой академии..

Активные методы обучения делятся на групповые и индивидуальные. По характеру учебно-познавательной деятельности методы делятся на имитационные и не имитационные. Имитационные подразделяются на игровые и неигровые. При этом к неигровым методам относят анализ конретных ситаций, действия по инструкции. Игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые проблемы, тренинги в активном режиме.

Интерактивным методом называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношении и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно извесных истин. К методам интерактивного обучения моугт быть отнесены: эвристическая беседа, метод дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», ассоциативные метафорические изображени, как форма провокации процессов визуализации и воображения, технологии нейролингвистического программирования, телесной терапии, методы арт-терапии, развающие обильную речевую и двигательную креативность .

Тренинг – это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответсвенностью за результат действия. В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответсвенная зависимость участников игры друг от друга.

Психологический тренинг на сегодняшний момент является наиболее востребованным методом обучения, предпочитаемым большинством студентов. Термин «тренинг» имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и определением тренинга, даваемым в научной литературе.

Ю.Н. Емельянов определял тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью [2]. И.В. Вачков предлагает определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия. Целью тренинга является повышение компетентности в общении, что может быть конкретизировано в ряде задач, формулировка которых связана с получением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, развитием перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности [1]. Идейно-теоретическими основами психологического тренинга стал широкий спектр разнообразных подходов и концепций (Б.Скинер, А.Бандура), гуманистическая психология (К.Роджерс, А. Маслоу), психоанализ (В.Беннис, Г.Шеппард), социодрама и психодрама (Дж. Морено).

Попыткой типологизации тренинговых подходов и технологий стала модель Ю.Н. Емельянова, который выделил три основные тренинговые технологии: дрессура навыка, осуществление личностных реконструкций и работа по углублению и пониманию социальных ситуаций. Вслед за ним И.В. Вачков обозначает четыре парадигмы ведения тренинга: дрессура, репетиторство, наставничество, развитие субъектности. Эти парадигмы различаются, прежде всего, скоростью приобретения и угасания сформированных поведенческих паттернов, степенью ответсвенности тренера и клиентов за процесс и результат тренинга [1]. Е.В. Емельянов разделяет тренинг навыков, тренинг умений, социльно-психологический тренинг и тренинг личностного роста [3]. Ю.М. Жучков выделяет два процедурно-типологического подхода к тренингу, которые сложились вне рамок исторически сформировавшихся научных школ и сфер практической деятельности: компетенциарный (фокусированный на компетенциях обучения) и экспериентальный (основанный на опыте научения).

В настоящее время издается большое количество пособий с описанием тренинговых программ, технологий, набором упражнений, многие из которых предназначены не только для психологов, но и для «широкого круга специалистов, интересующихся проведением тренингов». В тоже время, недостаточно литературы посвященной теоретическим и методологическим аспектам тренинговой работы, роли и функциям «обратной связи», оценке эффективности тренинга. Это вызывает опасение в том, что,психологические трениинги, проводимые неспециалистами, которые не знакомы с логикой и закономерностями постороения тренинга, слабо представляют основания для использования исследовательских, формирующих и развивающих упражнений, могут не только не принести пользы, но и способствовать дискредитации тренинга как вида психоллогической практики [4].

С другой стороны, многие выпускники-психологи, которые обладают теоретической подготовкой, осознают степень ответсвенности психолога, и, поэтому опасаются проводить тренинг из-за боязни «навредить клиенту», а также трудности «связи» теории с практикой. Часто мотивом выбора професии психолога является стремление студента разобраться в собственных проблемах, однако недостаточность использования практических методов в обучении способствует тому, что психологические проблемы студента-психолога остаются не только нерешенными, но даже и не осознанными. 

Все это дает основание утверждать, что назврела острая необходимость обязательно использования активных методов, и в частности различных видов психологического тренинга в процессе подготовки студентов-психологов. Нам предоставляется возможность включения тренингов в план практических занятий по изучаемым профильным дисциплинам, что определяет тренировку студентов в использовании знаний на практике.

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы:

  • работу над планом-сценарием тренинга;
  • работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;
  • самоподготовку преподавателя;
  • распределение ролей между участниками

Важной особенностью тренинга как метода обучения является такое взаимодействие студентов, которое превращает обычную учебную гурппу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую коррекцию. Социально-психологический тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социальнопсихологического обучение с целью формировния компетентности, активности и направленности личности в общение с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.

Безусловно, основой для изменения является расширение компетенций преподавателя психологии, и прежде всего, развитие его стремления к созданию открытого образовательного пространства, способность обеспечить творческий, профессиональный и личностный рост каждого студент и результаты, полученные в нашей психологической лаборатории трансдисциплинарных технологий это очень ярко демонстрируют.

Список использованной литературы:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 256 с.
  2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. – 166с.
  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решения в тренинге. СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
  4. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, 2002 г. – 86 с.
  5. Климова Е. К., Помазина О. А. Социально-психологический тренинг как технология преодоления барьеров. // «Высшее образование в России. — 2015.-№5.
  6. Ореховская Н.А. Об общей культуре первокурсника технического вуза//Высшее образование в России. — 2014. — №3. — С.135-139.
  7. Шелюто В.М., Козаченко Е.В., Левченко А.Е., Рудь М.В., Бережная Н.А. Инновационные трансдисциплинарные технологии в системе образования: Концепция. Методическое пособие. — Луганск, Луганский национальный  университет им. Владимира Даля. — 2018. — 52 с.
  8. Шутьков С.А. Вопросы совершенствования активного и нтерактивного обучения в высшей школе//Ученый совет, 2015. — №1-2.- С.65-71.

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/trening-kak-forma-obucheniya-v-vysshey-shkole

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-trening-kak-tehnologiya-preodoleniya-barierov-adaptatsii

Добавить комментарий