Образовательная Кинесиология – направление в современной гуманитарной психотерапии, в рамках которого развитие ребенка и взрослого человека рассматривается через естественные физические движения. Основная цель Образовательной Кинесиологии — вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве. С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

Основателем Образовательной Кинесиологии является Пол И. Деннисон, который всю свою профессиональную жизнь посвятил сфере образования. Его открытия основаны на понимании взаимосвязи физического становления, речевого развития и учебных достижений личности. Им была создана программа «Гимнастика мозга», позволяющая использовать естественные физические движения тела для активизации природных механизмов мозга.

Пол Деннисон создал эту программу в 1970 – х годах, решая собственные проблемы – дислексии и слабого зрения.   

 Название «Гимнастика мозга» выбрано не случайно. Дело в том, что методика разрабатывалась в центре для неуспевающих «Walley» («Долина») в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым успешно справляться с их трудностями, поэтому нужно было найти название, привлекательное для детей, и в то же время отражающее суть происходящего.

Более чем за семьдесят лет пионеры в области сенсомоторного тренинга, прикладной кинесиологии и детской оптометрии выработали статистические методы исследования, позволяющие определить влияние движения на обучение.

 Деннисон начал синтез своей теории на основе этих работ в 1969 г. Он адаптировал результаты этих исследований (особенно в отношении детей, диагностированных как «неспособные к обучению»), разработав систему быстрых, простых, специфичных по каждой задаче движений, приносящих пользу каждому обучающемуся.

С момента основания в 1987 году организации образовательной Кинесиологии, исследовательские проекты, использующие «Гимнастику мозга», распространились по всему миру и принесли замечательные результаты.

«Гимнастика мозга» также высокоэффективна для занятий спортом, музыкой, живописью и танцами всех видов.

За достижения в этой области Деннисону была присуждена степень доктора психологических наук.

«Гимнастика мозга» – это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов.  Упражнения эти довольно просты, не требуют много времени и силы для выполнения. Их легко делать в игровой форме, они доступны и взрослым, и детям.

Вместе с тем эффективность упражнений очень высока. Это подтверждают отечественные исследования и большой опыт американских коллег.

Образовательная Кинесиология — это система, помогающая обучающимся любого возраста раскрыть возможности, заложенные в теле.

Проблема неуспешности как у взрослых, так и у детей, может быть решена, если в процессе жизни используется работа целостного мозга. Специальные двигательные процедуры и упражнения «Гимнастики мозга», направленные на переобучение работы мозга, дают человеку возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не были задействованы в познании. Часто, когда люди обнаруживают способность одновременно усваивать и выражать информацию, в их ощущениях и поведении происходят очень быстрые и основательные позитивные изменения. Снимается уже накопившийся жизненный стресс, и человек чувствует себя раскрепощенным, свободным и способным на многое. Наше тело и мы – это одно целое. Помните об этом!

Это целостный подход к человеку, объединяющий работу с телом, мозгом, эмоциями, чувствами и мыслями. Основной задачей является гармонизация младенческих рефлексов как основы работы мозга, а также интеграция тела и мышления (тело делает то, что необходимо для мозга).

Функционирование мозга, тела, личности, эмоций, чувств, страхов и мысли находится в прямой связи со степенью интеграции рефлексов и, тем самым, координацией работы задних и передних отделов мозга и в целом нервной системы.

Данная терапия показала хорошие результаты для развития координации и интеграции движений, интеллекта, повышения сопротивляемости стрессу, страху, боли, снижения гиперактивности, агрессии, чрезмерного эмоционального возбуждения.

Этот метод способствует решению различных проблем школьной дезадаптации, дислексия и трудности обучения, недостаточная концентрация внимания, проблемы в работе долговременной и кратковременной памяти, неадекватное поведение и недостаток социальных навыков.

Очень хорошо себя зарекомендовал метод при работе с синдромом ДЦП, аутизмом. Для людей со специальными потребностями на физическом и интеллектуальном уровнях, для тех, кто испытывает проблемы в моторно-сенсорном развитии.

Включение и разблокирование связей тела и мозга позволяет раскрыться скрытым возможностям и талантам, силам и умениям, до той поры не проявлявшимся, возвращает здоровье, энергию и желание жить.

Использование данного метода позволяет обучиться  тому, как можно работать самому с собой, с детьми и взрослыми, используя простые и доступные методы, которые может применять каждый человек.

Упражнения и приемы Образовательной Кинесиологии направлены на развитие и восстановление природных, уникальных возможностей человека. Возможности нашего естественного развития «блокируются» по самым разным причинам — современная система образования не может «рассчитать» и в полной мере учесть особенности природы растущего человека и его индивидуальные характеристики по причине «обездвиженной жизни», стрессов и пр. Препятствия негативно сказываются на становлении наших базовых умений — умений видеть, слышать и слушать, чувствовать и двигаться; нарушают естественные связи между этими умениями и единую работу нашего тела и сознания.

Работа с подобного рода препятствиями и оживление естественных механизмов системы «тело-интеллект» становится предметом исследования и практической работы Образовательной Кинесиологии. «Образовательная» не только потому, что данный метод успешно применяется в сфере образования. Слово «Образовательная» в данном направлении имеет особый смысл и означает организацию поиска человеком знаний о себе и преподнесение самому же себе образования, открытие способов и овладение навыками продвижения «Я», личностного роста в рамках целостной системы «тело-интеллект» (от латинского «Educare» – «вытягивать»). Другими словами, те, кто обучаются по программе ОК, начинают получать знания и навыки о законах существования своего собственного тела.

«Кинесиология» («Kinesiology» — движение, «Logos» — учение) — означает учение о движении и структуре человеческого тела. Техники организации образования (получения знаний) о собственном «Я», развития и коррекции психических и психофизиологических функций человека в Образовательной Кинесиологии отвечают уникальным потребностям конкретного человека, соблюдают принцип «уважения и спровождения процесса» роста Личности и ее опыта, не допускают интервенции в ее внутренний мир.

Образовательная Кинесиология — молодое направление науки и практики в области человекознания. Вместе с тем, сегодня она успешно развивается более чем в 30 старанах мира и стала частью профессиональной жизни специалистов — психологов, педагогов, медицинских работников и др. Тысячи людей самых разных профессий, культур и возрастов пошли по пути Образовательного Кинесиологического развития и глубже осознали то, насколько важное влияние  оказала работа с собственной природой на их личностный, творческий рост и жизненную позицию.

Пособие «Практическая кинесиология»

Добавить комментарий