ЖИЗНЬ МАСТЕРА. 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова

Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. (М. Булгаков)

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 — 1940) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Михаил Афанасьевич автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в интеллигентной семье профессора киевской духовной академии Афанасия Булгакова и его супруги Варвары, учительницы гимназии. Детям они дали всестороннее образование. Он родился в Киеве.

Булгаков Михаил Афанасьевич — биография писателя, личная жизнь, фото,  портреты, книги

Его первое творение с названием «Похождения Светлана» было написано им в семь лет. Несмотря на артистизм натуры и влечение к литературе, Михаил Булгаков избрал профессию врача и, окончив медицинский факультет Киевского университета с отличием, работал военврачом, а позже и земским врачом. Потом Булгаков был секретарем ЛИТО Главполитпросвета, конферансье, хроникером и фельетонистом, зарабатывал переводами и писал либретто для Большого театра, а иногда играл в спектаклях МХАТа. Произведения «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич» сделали своего автора одним из самых читаемых писателей XX века.

Во Владикавказ он был направлен военным врачом в 1919 году. Но здесь он уже сменил профессию, да и разностороннее образование позволяло это сделать. Булгаков устроился на работу во Владикавказский ревком, где заведовал литературной и театральной секцией. Он относился к своим обязанностям ответственно: почти каждый день организовывал литературные вечера, публичные чтения, лекции по истории. Он стал узнаваемым в кругах образованных людей. Часто выступал с лекциями в Народной драматической студии, созданной во Владикавказе в 1920 году.

Ингушская драматургия 1920-х гг., являясь в целом публицистической, ставила острые проблемы, пыталась освоить драматический материал из прошлой и современной жизни, обращаясь в то же время к обычаям и традициям народа. М. Булгаков жил по соседству с ингушским театром.

В это время юная Тамара Тонтовна Укурова-Мальсагова работала секретарем-машинисткой в отделе политпросвета при Ингушском отделе народного образования. Участвовала в художественной самодеятельности, в Доме культуры. Как-то обратила она внимание на мужчину в форме военного врача — Михаила Булгакова, который почти каждый день появлялся в клубе. Он интересовался кружком, бытом горцев, помогал сотрудникам. Наблюдая за их творческим процессом, вдохновленный их сценической игрой, энтузиазмом и горским темпераментом, Булгаков писал рецензии на спектакли. Он увлекся театром и стал принимать активное участие в театральной жизни города.

Михаил Булгаков: между светом и тьмой - РИА Новости, 14.05.2011

Однажды обратился он к Тамаре: «Тамара, ты можешь под диктовку напечатать на машинке мои пьесы?» Тамара Тонтовна сразу согласилась, и после работы он стал диктовать ей текст пьесы «Дни Турбиных». Тамара Тонтовна была убеждена, что именно ей принадлежит роль привлечения Булгакова как драматурга к ингушскому драматическому кружку. По ходу работы она попросила Михаила Афанасьевича, чтобы он написал что-нибудь для ингушского драматического кружка. И он ей обещал.

В 1920-1921 гг. Михаил Булгаков работал в отделе политпросвета при Ингушском отделе народного образования в должности заведующего подотделом искусств вместе с Тамарой Тонтовной.

Свою первую ингушскую пьесу, как утверждал позже М. Булгаков, он написал за неделю. В первых постановках он, как и другие драматурги в те годы, обращался к бытовым темам, что объяснялось объективными условиями новой действительности.

В июне 1920 года на сцене 1-го Владикавказского театра прошла премьера спектакля по пьесе М. Булгакова «Самооборона». Содержание одноактной пьесы было подсказано самой жизнью. Автор рассказывал в ней о жизни горожан в революционной суматохе, подвергавшейся ежеминутной опасности, о том, как активно включилась молодежь в охрану общественного порядка, как защищала свои дома от мародеров и бандитов, установив ночные дежурства. С юмором был описан автором пьесы сюжет дежурства молодой девушки в ночной темноте. Комедийно сыграла эту роль Тамара Мальсагова. В спектакле принимали участие Нина Альтемирова, Магомед Ханиев, Фатима Мальсагова, а также профессиональные актеры из Санкт-Петербурга Я. Пенкович и Е. Фёдоров. Среди зрителей эта постановка имела определенный успех и ставилась на сцене не раз.

Мастер и его Маргариты. Три жены Михаила Булгакова | Марго & Марго | Яндекс  Дзен

В июле-августе 1920 года М. Булгаков пишет «большую четырехактную драму» «Братья Турбины», премьера которой состоялась в здании 1-го Владикавказского театра 21 октября, а в ноябре-декабре 1920 г. пишет комедию «Глиняные женихи», которая так и не была поставлена. В марте следующего года прошла премьера спектакля по его пьесе «Парижские коммунары».

В те годы Михаил Булгаков дружил с Абдул-Гамидом Гойговым. Они часто обсуждали вопросы, связанные с развитием театрального искусства и его влияния на развитие культуры народов. Гойгов тоже был в числе первых драматургов. В его пьесах также отразилось время, в которое он жил, и идеи новой советской власти. В 1918 году он был главным редактором газеты «Горская беднота» во Владикавказе. С 1926 по 1930 год А-Г. Гойгов был председателем Ингушского литературного общества. С супругой Тамарой Сосланбековной Бекбузаровой у них было полное взаимопонимание в деле развития культуры, литературы и театра.

В конечном итоге, М. Булгаков написал две пьесы для ингушской труппы. Вторая пьеса называлась «Сыновья муллы». На молодого драматурга оказывали влияние события политической и социальной жизни, дружба с ингушской интеллигенцией, в том числе с Заурбеком Мальсаговым, Тамарой Сосланбековной Гойговой, Тамарой Тонтовной Мальсаговой.

«Иногда вечерами к нам приходил Михаил Афанасьевич Булгаков и вроде бы в семейной обстановке писал свою пьесу «Сыновья муллы», время от времени консультируясь с Гойговым по отдельным моментам в обрисовке образов выведенных в пьесе лиц», — вспоминала Т. С. Гойгова.

Спустя многие годы, будучи доцентом Чечено-Ингушского пединститута, затем университета, Тамара Тонтовна Мальсагова узнала, что М. А. Булгаков — известный писатель, и поняла, с каким великим человеком имела счастье вместе работать. И гордилась этим всегда!

15 мая 1921 года силами ингушского драматического кружка, с участием профессиональных актеров, на сцене «Первого советского театра» во Владикавказе был поставлен спектакль по пьесе «Сыновья муллы». Написана пьеса была на ингушском материале. В ней звучала извечная тема — любви и социальных устоев, говорилось о желании офицера, сына муллы, жениться на девушке. Сыновья муллы Магомед и Идрис оказываются в разных лагерях жизни. Старший — офицер, а младший выступал за советскую власть. В этой пьесе говорилось о жизни ингушей в условиях социально-общественных перемен (революция, гражданская война), подвергались критике некоторые консервативные методы.

На сцене был представлен дом ингушского учителя, муллы Хосбота. Идрис скрывался в сакле отца от полиции, что не мешало ему непрерывно произносить зажигательные речи — перед его другом, подпольщиком Юсупом, перед отцом, перед братом, а главное, перед публикой — о бедственном положении народа, о бесправии женщин и о приближающейся революции. «Что ты думаешь? — говорит он брату. — Что народу хорошо живется? Что он не знает, куда деваться от счастья и довольства? Ты видел нашу бедноту? Наших женщин, которые тоже бессловесные рабыни? Всюду непроходимая темнота и невежество. Ты все это видел? Видел?»

М.Б.Булгаков, Л.Е.Белозерская 1926 | Литература, Фантастика, Фотографии

Конец драмы выглядел агитационным и заканчивался тем, что оба они пришли к признанию советской власти, как более справедливой. Спектакль бурно обсуждался зрителями. С этим спектаклем ингушская труппа выезжала в Грозный, в села Кескем, Базоркино, Насыр-Корт, Кантышево и другие.

Спектакли по пьесам известного писателя и драматурга Михаила Булгакова играли ингушские студенты из учебных заведений, особенно педагогического техникума. Это сестры Мальсаговы (Фатима и Зинаида Куразовны), Тамара и Нина Укуровы, Нина Сосланбековна Бекбузарова, Магомед Ханиев, Фатима Котиева и др. Часто главные роли исполняла Тамара Тонтовна Укурова-Мальсагова. Вместе с ними в спектаклях играли роли профессиональные актеры из Санкт-Петербурга — Федоров и Богуславский. За короткий промежуток времени кружок завоевал любовь среди зрителей. Они и заложили основы будущего ингушского театра и положили начало развитию ингушской драматургии.

В том же 1921 году Михаил Булгаков был приглашен в Горский народный художественный институт, открытый во Владикавказе, на должность декана театрального факультета. Однако поработать в нем он так и не успел. Ему пришлось покинуть город в конце мая 1921 года.

С сентября 1921 года началась его московская жизнь. Впереди у Михаила Булгакова была жизнь, наполненная творчеством, которая начиналась с первых пьес, написанных им во Владикавказе, в том числе для ингушского драматического кружка.

«Я – мистический писатель» М. Булгаков.

М. А. Булгаков – художник, драматург, актер и режиссер театра, оставивший богатое литературное наследство почти во всех жанрах.

Многое из его творчества автобиографично. Михаил Булгаков в своих произведениях боролся с пошлостью, лицемерием, жадностью и другими человеческими пороками, он хотел видеть людей лучше. Обладая острым умом и юмором, он отделял правду от лжи и выносил беспощадный приговор самым страшным оружием – смехом.

В булгаковских произведениях отразилась эпоха сложных противоречивых коллизий первой половины XX века, а персонажи явились носителями судеб и мировоззрений разных слоёв общества.

Булгаков – «уникальное продолжение» традиций Гоголя и Достоевского, Чехова и Толстого.

Творчество Михаила Булгакова оказывает колоссальное влияние на современный мир. И не только потому, что он признан гениальным писателем, драматургом. Он был не менее гениальным мыслителем, способным правильно оценить самые сложные и запутанные общественно-политические ситуации, но главное – предвидеть обозримое будущее.

Смерть Булгакова | Colta.ru

Тайну смерти Булгакова раскрыли с помощью рукописи «Мастера и Маргариты»

Известно, что в последние годы жизни Михаил Булгаков, автор «Мастера и Маргариты», страдал от нарушения функции почек и был вынужден принимать морфий. Тщательно исследовав страницы рукописи романа, ученые обнаружили следы обезболивающего вещества. Новая работа ученых посвящена поискам в черновиках биологических маркеров заболевания, погубившего писателя.

Булгаков начал работу над «Мастером и Маргаритой» еще в 1928 году, однако первую версию романа в 1930 году уничтожил. Затем писатель вновь вернулся к нереализованному замыслу и работал над черновиками до самой смерти в 1940 году. Роман оставался незаконченным, пока жена писателя Елена Сергеевна Булгакова не доработала произведение. Полный книжный вариант «Мастера и Маргариты» был впервые опубликован только в 1969 году, поскольку цензоры и государственные чиновники препятствовали публикации романа.

Международная группа ученых во главе с профессором Пьером Джиоржио Ригетти проводила исследование рукописи Булгакова и обнаружила на ее страницах заметные следы морфия. Это вещество, считают исследователи, использовалось писателем для снятия боли, которую он испытывал из-за гипертонического нефросклероза — наследственного заболевания почек. Однако некоторые специалисты оспорили выводы авторов, указав на не полную корректность метода выделения морфина со страниц рукописи и тот факт, что морфин мог быть оставлен сотрудниками НКВД.

Чтобы подтвердить ранее полученные результаты, ученые решили выяснить, остались ли на страницах, над которыми автор работал в последние годы своей жизни, следы белковых маркеров болезни почек. Для этого исследователи проанализировали десять из 127 страниц рукописи новым методом, суть которого заключалась в применении ламинированной пленки из этилвинилацетата для захвата белковых молекул с участков бумаги, с которыми контактировал писатель. Однако 127 страниц, которые были получены учеными для анализа, больше подходили для исследования, поскольку имели нейтральную кислотность. Они были серого цвета, в то время как обработанная бумага приобретает желтоватый оттенок и становится более ломкой.

Одна из страниц исследуемой рукописи

Ученым удалось извлечь не менее трех белков, а именно периостин, N-ацетил-β-глюкозаминидазы и нефрин — эти молекулы являются биомаркерами почечных патологий. Для исследователей эта находка была ценной, поскольку возраст рукописи превышает 75 лет, и страницы не были изолированы от воздействия окружающей среды. Каждый белок был идентифицирован на основе 3-4 пептидов (аминокислотных последовательностей), что увеличивает надежность результата. Кроме того, было выявлено еще 29 генных продуктов.

Болезнь и смерть Михаила Булгакова. Часть первая: анамнез
Болезнь Михаила Булгакова

Все белковые молекулы были идентифицированы на восьми из десяти изученных страниц. Обнаружение трех белков — потенциальных биомаркеров заболевания, по мнению ученых, опровергает гипотезу, что следы морфия были оставлены сотрудниками НКВД, которые конфисковали рукописи Булгакова. Весьма маловероятно, что все они страдали от одной и той же патологии почек. Таким образом, исследователи подтвердили свой первоначальный вывод: выявленный ими морфий принадлежал Булгакову.

Сегодня его произведения переиздаются и продолжают занимать первые места в литературном рейтинге:

Великий и вечный роман писателя Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита / М. Булгаков ; послесл. А. А. Аннинского. – Москва : Эксмо, 2019. – 349, [1] с. : ил. претерпел многочисленные запреты к изданию и гонения, не хуже, чем судьба романа о Понтии Пилате самого Мастера. Феерическая сатира на быт и нравы Москвы 30-х годов, пронзительная история любви Мастера и Маргариты и вечная библейская тема борьбы добра со злом, роман о Понтии Пилате внутри романа – таковы далеко не все пласты этого гениального произведения Михаила Булгакова.

Мастер и Маргарита» – стаьти

Великий и вечный роман писателя Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита / М. Булгаков ; послесл. А. А. Аннинского. – Москва : Эксмо, 2019. – 349, [1] с. : ил. претерпел многочисленные запреты к изданию и гонения, не хуже, чем судьба романа о Понтии Пилате самого Мастера. Феерическая сатира на быт и нравы Москвы 30-х годов, пронзительная история любви Мастера и Маргариты и вечная библейская тема борьбы добра со злом, роман о Понтии Пилате внутри романа – таковы далеко не все пласты этого гениального произведения Михаила Булгакова.

Урок литературы. 11 класс на тему «Герои романа М.А. Булгакова «Мастер и  Маргарита». - Мастер и Маргарита

Романы и повести М. Булгакова входят в золотой фонд русской классики ХХ века. Издание Булгаков, М. А. Полное собрание романов и повестей в одном томе : [сборник] / Михаил Булгаков. – Москва : Э, 2017. – 1244, [2] с. содержит культовые и блистательные — «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера» и др. Попадая в удивительный мир произведений писателя, читатель остается покоренным талантом, мастерством, фантазией автора с первых до последних строк.

Самые яркие иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» | Журнал Ярмарки  Мастеров

Монография Виленский, Ю. Г. Доктор Булгаков : монография / Ю. Г. Виленский ; ред. Т. И. Борисова. – Киев : Здоровье, 1991. – 256 с. посвящена исследованию влияния медицины на творчество выдающегося советского писателя и врача Михаила Булгакова. Автор показывает этическую и нравственную направленность произведений Булгакова. В книге представлены интересные иллюстрации, фотодокументы, отражающие медицинскую линию в биографии и творчестве писателя.

Предлагаемый сборник предлагает современникам познакомиться с эпистолярным творчеством выдающегося русского художника ХХ века. Булгаков, М. А. Письма : Жизнеописания в документах / Михаил Булгаков ; сост. и коммент. В. И. Лосева ; вступ. ст. В. В. Петелина. – Москва : Современник, 1989. – 575, [1] с. : вкл. [24] л.: портр., факс., фот. Письма к родным, друзьям и близким, переписка с В. В. Вересаевым, Б. В. Асафьевым, Е. И. Замятиным, И. О. Дунаевским, обращения к правительству, И. В. Сталину, А. М. Горькому…

Идеи на тему «Мастер и...» (81) в 2021 г | маргарита, иллюстрации, рисунки

В этих удивительных по силе откровения живых документах открывается судьба поистине загадочной, неповторимой личности – судьба, которая была столь трагична: большая часть произведений не дошла до читателя при жизни творца.

Произведения Михаила Булгакова часто экранизировались. Большинство картин стали чрезвычайно популярными, и для многих, это единственное знакомство с его произведениями.

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Главные роли в нем исполнили Александр Демьяненко, Леонид Куравлев, Юрий Яковлев. Фильм вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа. Леонид Гайдай сделал не слишком точную экранизацию, но создал искрометную, веселую, радостную комедию, которая разошлась на цитаты.

Оставь меня, старушка, я в печали…

И все-то ты в трудах, все в трудах, великий государь, аки пчела.

Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите!

Одной из самых знаменитых экранизаций Булгакова является фильм «Собачье сердце» (1988) режиссёра Владимира Бортко.

Роман «Собачье сердце» был написан в 1925 году, но до сих пор «чудовищная» история превращения симпатичного пса в абсолютно несимпатичного человека остается свежей и вызывает живой отклик в сердцах читателей. Оригинальный сюжет и удачно подобранный актёрский состав явились залогом успеха экранизации. «Собачье сердце» — фильм-предупреждение о том, что социальные и научные революции несут побочные эффекты. Преображенский в финале говорит с разочарованием:
«Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей!»

Владимир Бортко снял сериал по роману «Мастер и Маргарита» (2005). У него в Маргариту перевоплотилась Анна Ковальчук, в Мастера — Александр Галибин, в Воланда — Олег Басилашвили. Коровьева великолепно сыграл Александр Абдулов, а Бездомного — Владислав Галкин. Иешуа стал Сергей Безруков, а Пилатом Кирилл Лавров.

«Мастер и Маргарита» — ярчайший шедевр и самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX века. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но так до конца и не понять. Культовый роман полон приключений, загадок, иронии и бесконечной мудрости.

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… Она была счастлива? Ни одной минуты! (М. Булгаков)

Произведения автора:

Булгаков, М.А. Собрание сочинений в пяти томах. /М.А.Булгагов. – М.: «Художественная литература», 1989 – 1990.

Том 1. Записки юного врача. Белая гвардия. Рассказы. Записки на манжетах.

Том 2. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Рассказы. Фельетоны.

Том 3. Пьесы: Дни Турбиных. Зойкина квартира. Багровый остров. Бег. Кабала святош, Адам и Ева. Блаженство. Иван Васильевич. Александр Пушкин. Батум.

Том 4. Жизнь господина де Мольера. Записки покойника. (Театральный роман).

Том 5. Мастер и Маргарита. Письма.Булгаков, М.А. Белая гвардия. Мастер и Маргарита./ М.А.Булгагов. – Минск: «Юнацтва», 1988.-670 с.

Булгаков, М.А. Ханский огонь: Повести и рассказы./ М.А.Булгагов. – М.: «Художественная литература», 1988.-240 с.

Булгаков, М.А. Похождения Чичикова: Повести, рассказы, фельетоны, очерки 1919 – 1924 гг./ М.А. Булгаков. – М.: «Современник». 1990. – 591 с.

Источники:

http://www.ecol.edu.ru/events/130_let_so_dnya_rozhdeniya_mihaila_afanasevicha_bulgakova

https://my-shop.ru/shop/article/12054/sort/a/page/1.html

https://gazetaingush.ru/kultura/k-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-mihaila-bulgakova

https://lenta.ru/articles/2016/11/02/bulgakov/

Добавить комментарий