Духовная и социальная сфера: психологическая культура человека будущего
(Инновационный аспект)
(21 год со дня основания кафедры психологии в Далевском университете)
Из истории. Кафедра психологии основана 3 июня 1998 года доктором психологических наук, профессором Третьяченко Викторией Витальевной и сегодня существует в составе Института философии и социально-политических технологий. Также фундаторами кафедры во время её организации были доценты Вереина Людмила Вадимовна и Левченко Олег Александрович.
Уходило время, фиксировались даты исторических событий в документах и памяти людей Донбасса.
Сегодня заведующим кафедрой является Скляр Павел Петрович, профессор, доктор психологических наук, действительный член Международной академии акмеологических наук, директор Института философии и социально-политических наук Луганского национального университета имени Владимира Даля.
Новаторство в миссии. Основателем первой (по форме: «Виртуальная кафедра» — объект, который не имеет физического существования, а реализуется лишь в компьютерных условиях, в фантазии и т.п.) — в образовательном пространстве Луганской Народной Республики (ЛНР), базой которой стала кафедра психологии Института философии и социально-политических наук Луганского национального университета имени Владимира Даля с участием ученых ряда гуманитарных кафер высших учебных заведений ЛНР.
Заявлена и миссия виртуальной кафедры: «Повысить уровень психологической культуры личности руководителей как компонента профессиональной культуры в использовании инструментов коллективного управления учебным заведением, сделать образование организованным и эффективным, а руководителей компетентными, успешными и гуманными — умеющими видеть человека». Последняя исходит от духа, души и желания работать на благо молодежи Луганской Народной Республики, веры её развития.
Доминирующим в технологическом обосновании психолого-педагогической организации работы выше указанной Виртуальной кафедры по твердому убеждению её руководителя является Agile-способ (Левченко Алексадр Емельянович — приверженец идей и принципов последнего, — прим. наше). Где agile software development, от англ. agile – проворный, – это семейство «гибких» подходов к разработке программного обеспечения в пошаговом решении задач. … Смысл Agile сформулирован в Agile-манифесте разработки: «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации». Хотя Agile – это не панацея и не гарантия успеха, но он позволяет установить правильный курс и найти ориентиры на пути. И несколькими принципами в работе Виртуальной кафедры члены её команды дорожат. А это:
— Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима.
— Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд.
— Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы.
Замысел. Виртуальная кафедра психологии и трансдисциплинарных технологий — самостоятельное, самодеятельное, неприбыльное, добровольное виртуально-интегрированное сообщество специалистов и практиков в области философии образования, социальной и педагогической психологии, разработки трансдисциплинарных психолого-педагогических технологий в высшем и дополнительном образовании, общеобразовательной школе, объединяющих отечественных и иностранных ученых, творческих педагогов, практикующих психологов — социально активных и инициативных профессионалов в межпредметной и иных сферах, которая создана для:
- проведения научной, научно-методической, консалтинговой и координирующей деятельности по разработке и внедрению новых технологий профессиональной деятельности в педагогический процесс;
- реализации совместных научно-практических результатов исследований;
- проведения и участия в научно-практических мероприятиях различных уровней
- внимания к формированию у студентов гуманитарных специальностей необходимых компетенций в области нанотехнологий и др;
- передачи знаний и опыта в гуманитарной сфере общества с последующей трансформацией их в развитие индустрии 4.0 и плавного «вхождения» в 6-й технологический уклад — «цифровизацию» экономики и экономической киберсистемы как инструмента выхода из глобального кризиса.
К реализации проекта. Практическую разработку и реализацию такого проекта в образовательном пространстве крайне сложно обеспечить силами какой-то одной существующей предметной кафедры и даже отдельного вуза, или центра дополнительного образования. В этой связи принято формирование так называемых виртуальных кафедр, в которых члены, работая в различных коллективах и, даже проживая весьма удаленно друг от друга, активно взаимодействуют по всему спектру решаемых вопросов в образовательном пространстве-времени регионов.
По существу, они представляют самоорганизующийся коллектив ученых и преподавателей-единомышленников, которые используя современные средства коммуникации, успешно реализуют столь сложный комплексный проект в условиях трансформации обществана и на пути преобразования 4-й индустриальной революции.
Виртуальная кафедра может использовать потенциал практически всех профессорско-преподавательских ресурсов страны, где групповая переподготовка как один из вариантов проведения описанного процесса может стать технологией совместного обучения целой команды конкретного учреждения образования (или даже одновременно нескольких — такого рода команд) в условиях виртуального или смешанного — очно-дистанционного взаимодействия, внештатного Иртернет-портала кафедры психологии и др. Это позволяет с учетом конкретных задач, стоящих перед социально-образовательной системой и принимая во внимание сложившуюся ситуацию, решать многие вопросы повышения эффективности интенсивного развития образовательного учреждения и учебного процесса в нем. И в первую очередь за счет повышения мотивации обучающих и обучающихся.
Как пример, это очно-дистанционное консультирование специалистов в области психологии управления, лидеров образования и формирования психологической их управленческой культуры, а также формирование отвечающего времени — стиля управления. Результатом может стать формирование совершенно новой технологии взаимодействия органов управления различных уровней. Одним из отличительных ее качеств становится возможность быстрой настройки на поиск эффективного решения комплексной задачи, требующей объединения представителей необходимых научных и управленческих структур. Где сонм общей культуры включает в себя как психологическую так и технологическую культуру специалистов.
Под последней (технологической культурой) следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.
Новое не появляется из неоткуда… «Новые же тренды в образовании, философия и психология трансдисциплинарности, как правило, имеют дело со сложностью экзистенциальных проблем и способов исследования изменений, но и научения практическому освоению трансдисциплинарного знания — опыта как личностной перспективы поведения в коэволюционно актуальной ситуации (Коэволюционная инноватика – это социоприродная синергетика, сознательно и эффективно поддерживающая полинаправленность эволюции, — прим. авт.)».
Последнее является составляющей в методологии исследования и при разработке педагогической технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций в образовательном пространстве вуза, где опираясь на методологию постнеклассического этапа развития науки и присущими ему междисциплинарным и трансдисциплинарным анализом, парадигмальной толерантностью, что становится важным содержательным моментом в разработке программ профессиональной подготовки будущих специалистов. Вот здесь-то и не обойтись без прогнозирования и трудолюбия, креативного мышления, смелости, некоторой доли творчества и авантюризма в проектировании реализации «прорывных» технологий, в той связи, что тренд будет постепенно меняться. Причина тому – появление феномена «больших данных», который подталкивает организации к поиску новых средств обработки информации. .
В качестве философско-психологической базы целесообразно выбирать, в широком смысле слова — системный подход. В зависимости от преследуемых целей, на различных этапах анализа ситуаций и синтеза (генерации) вариантов решения «прорывных» технологий предполагается, находясь на позициях системной парадигмы, использовать результаты исследования — как по теории открытых, так и закрытых систем.
В трансдисциплинарных технологиях это обеспечивается с позиций системного анализа и программно-целевого подхода к проектированию. Программно-целевой подход в управлении представляет собой подход, содержанием которого является формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы и её динамики, где руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике ценностей поэтапного действия модели.
С их помощью становится возможным поэтапно отслеживать и эффективно корректировать процесс достижения первостепенной главной цели. Такая структура целей в программно-целевом управлении — единственно возможный способ субоптимизации локальных целей отрасли или различных отраслей, где пока ещё не в полную меру используются внутренние ресурсы…
Для выработки ресурсно- и технологически- допустимых решений необходим инструментарий, обеспечивающий построение измеримых и адекватных им вариантов. Только через качественное моделирование управляемого процесса деятельности системы может быть получен близкий к реальности вариант реализации, сформулированных цели, замысла и схемы его достижения. Такое моделирование целесообразно излагать с позиций конструктивизма и ценностей, как наиболее адекватного подхода к реализации функции выработки замысла и плана деятельности в сложнейших организационных системах с возможным дополнением более эффективным управлением социальными проектами.
В этой связи современный руководитель должен быть ознакомлен с эффективными социальными и психолого-педагогическими технологиями, владеть арсеналом соответствующих методик, которые и разрабатываются специалистами, привлекаемыми на кафедру.
Важно отметить, что в процессе работы или переподготовки руководителей (как и планируемые на эти и подобные роли лица) должны быть не только ознакомлены с многогранным и единым подходом к современной эффективной деятельности, но и получить определенные практические навыки в ее реализации. Все это требует разработки соответствующих нестандартных программ и методик создания разнообразия инструментов психолого-педагогического сопровождения и их реализации, а также организации и использования серьезной ресурсной базы.
Принципы и реализация на практике. Agile реальны. Отдельные с их частичным использованием начали давать реальные методические результаты в работе по инновационному психолого-педагогическому сопровождению, командной переподготовки конкретных учреждений образования. Так ученые Виртуальной кафедры психологии и трансдисциплинарных технологий участвуя реализации научно-технических мероприятий достигают оптимальных результатов в решении актуальной задачи по раскрытию мировоззренческого потенциала педагогов и учащихся.
На этом пути есть определенные достижения. Наблюдается «исход» синергетики из Высшей школы. Продуктивным объектом — «флагманом» в достижениях эффективной функциональности в Юго-западном индустриальном регионе ЛНР может служить коллектив Петровской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22 имени генерал-майора М. М. Шаймуратова (директор — Гульназ Камильевна Серова), — г. Петровское (образовательная конгломерация г. Красный Луч Луганской Народной Республики) и ряда других образовательных учреждений в условиях виртуального или смешанного очно-сетевого взаимодействия в новаторской технологии «Фандрайзинг-проект, Луганск — Красный Луч 2017-2020».
Это позволяет с учетом конкретных задач, стоящих перед социально-образовательной системой, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, решить многие вопросы повышения эффективности учебного процесса, в первую очередь за счет повышения мотивации обучающихся и применения в образовательной деятельности новых технологий, которые начинать можно с дошкольного образования.
Достижение ожидаемого результата — это формирование совершенно новой технологии взаимодействия органов управления различных уровней и учреждений образования на местах и регионе. Одним из отличительных ее качеств «новой технологии» становится возможность быстрой её настройки на поиск эффективного решения комплексной задачи, требующей объединения представителей всех необходимых структур — основываясь на психолого-аналитическом подходе и сенергии (сотрудничество, содействие, помощь, соучастие). А современные средства коммуникации в сообществе органов управления и науки обеспечивают эффективное принятие решения на основе современных информационных технологий внутри «вертикали управления» с расширением по горизонтали, что дает возможность добиваться значительных результатов.
И как показывает опыт — можно сделать вывод, что «Новые подходы» к управлению организациями в социально-образовательных системах XXI века базируются на принципах продуктивного управления в решении вопросов, связанных с вызовами пространства и времени. Но в приобретении опыта не обходится без трудностей. Наблюдается исход энергетики из высшей школы в продуктивные объекты. А примером может служить взаимодействие высшей школы с эффективной функциональностью в Юго-западном региональном регионе ЛНР коллектива Петровской общеобразовательной школы I-III ступ. № 22 им. генерал-майора М.М. Шаймуратова, — город Петровское (образовательная конгломерация г. Красный Луч ЛНР) и ряда других образовательных учреждений в условиях виртуального или смешанного очно-дистанционного взаимодействия.
Но, единственный вопрос, который предстоит решить перед входом в сингулярность, разделяющий в социуме последнюю черту пятого и шестого технологического уклада: «Есть ли предел вмешательства самого человека в человеческую жизнь?». Действительно, ответ на вопрос с «шестым технологическим укладом» сложен, и все-же нужно разбираться… Как по-нашему мнению — мы уже и пребываем у его порога. И не попадая в очередной хаос «шестого уклада» используя интеллектуальный ресурс, его особенности и психологическую культуру профессионалов, необходимо сделать главное — видеть в нем человека, исследовать его и формировать.
Вопросы психологии гармонического и духовного бытия остаются и может быть результативно и качественно их все развивать, чтобы завершались психические процессы человеческой личности последним, — деятельностью?
Ответить на эти вопросы возможно вопросом: быть может для начала прочитать или… — перечитать роман «Освобожденный мир» Герберта Уэллса (1913). А может быть сегодня, через 100 лет оценить актуальность этой книги? Если Герберт Джордж Уэллс (Herbert George Wells, 1866 — 1946) смог в «Войне миров» (1914 г.) увидеть реалии двух будущих мировых войн, — то это о многом говорит. Ответ на последний вопрос будет прост: «Освобожденный мир», — перечитать!
Прошлое отбрасывает тень – на наши дни и в будущее. В это время здесь особо ценен психологическим типом тот человек, кто может зреть эту таинственную тень. Тем серьезнее нужно отнестись к пророчествам Уэллса из малоизвестного сегодня романа, а по сути – философского трактата… Где, в книге человечество овладевает дешевой неисчерпаемой атомной энергией (середина ХХ века, — по роману).
Люди получают океаны почти даровой энергии (энергия, которую начали получать в результате использования солнечных батарей и пр., — прим. авт.) и компактные двигатели работающие на ней… Но как мы теперь понимаем, в конечном результате это «овладение» есть деятельностный человеческий результат — для отдельных — это организация войн… Которые разрушат технологическую культуру человека будущего.
Неужели последнее — это наши цели? Думается, что это не так…
И, кстати, о технологической культуре будущего — цитата Жорес Ивановича Алферова, недавно ушедшего от нас в мир иной (1 марта 2019) — Лауреат Нобелевской премии по физике (Россия, Санкт-Петербург): «Отставание в науке — не следствие какой-то слабости русских учёных или проявления национальной черты, а результат дурацкого реформирования страны. Представьте себе, что США будут разделены на 15 независимых государств. Что будет с этой величайшей экономикой мира? На какую планету они тогда полетят и куда пошлют свои авианосцы?» (Из статьи: «Нефтедоллары надо вкладывать в науку». «Аргументы и факты» № 6 (1579) за 9 февраля 2011).
Однако, не хочется соглашаться с тем, что прошлое иногда отбрасывает тень на будущее, но это реальность… И эту реальность в человеке нужно исправлять в процессе формирования личности как мировоззренческую позицию и психологическую культуру видения будущего и происходящего в нем. А как по выражению философа и профессора Владимира Исаева, то «…Происходящее при этом расширение поля культурности есть, пожалуй, единственное надежное средство отхода от вечно грозящего современному социуму нового впадения в дикость». К слову, мы считаем, что грозящую ему подобную дикость современный человек постоянно воспроизводит в пространстве цивилизационного бытия. А жаль…
Левченко Александр Емельянович,
доцент кафедры психологии
Луганского национального университета имени Владимира Даля,
Отличник народного образования УССР,
г. Луганск, ЛНР.
13.06.2019