Вопросы к зачету по дисциплине » Психология высшей школы», 2020-2021, 5 курс, ИФ-101м, 201м, ИФз-101м, 201м

Вопросы к зачёту

  1. Психология высшей школы, как отрасль общепсихологического знания, ее место в системе психологических наук.
  2. Предмет, задачи и структура психологии высшей школы (факты, механизмы, закономерности).
  3. Высшее образование как социальной институт с функциями воспроизводства человека (культуры человека в обществе) и его перспективного развития.
  4. Психологическое обеспечение обучения и воспитания в педагогическом процессе высшей школы.
  5. Психологические условия и сообразные средства развития личности профессионала в процессе его образования.
  6. Образовательный процесс высшей школы как предмет осмысления психологии.
  7. Психологические положения ассоциативной,  гуманистической, гештальт психологии и др. как основополагающие принципы теорий обучения в высшей школе.
  8. Современные взгляды на психологические механизмы достижения высоких результатов в обучении в высшей школе.
  9. Психологические условия построения  эффективного процесса обучения.
  10. Сочетание психолого-педагогической и научной работы преподавателя вуза, как специфика педагогической деятельности в высшей школе.
  11. Гностический, конструктивный, организационный и коммуникативный компоненты в структуре профессиональных способностей преподавателя.
  12. Социально-психологические условия развития познавательных процессов личности студента.
  13. Поиск и внедрение оптимальных путей, форм и методов учения основанных на учете психологических особенностей личности студента.
  14. Гуманистический подход к студенту как равноправному субъекту учебной деятельности – залог эффективности учения и воспитания.
  15. Субъект и объект учебной деятельности в высшей школе.
  16. Индивидуальные  личностные  характеристики субъекта образовательного процесса (направленность, мотивы, отношения, качества и т.п.) по Е. Климову.
  17. Психологические проблемы взаимоотношений студентов и преподавательского коллектива.
  18. Педагог высшей школы — как индивидуальный субъект педагогической деятельности. Когнитивная, эмоциональная и коммуникативная составляющие.
  19. Гуманизм и уважение к тем, кого ты учишь — ведущие черты успешного педагога высшей школы.
  20. Позитивная «Я- концепция» педагога и педагогическое самосознание, как факторы, определяющие благоприятный климат во взаимодействии со студентами.
  21. Студенческий возраст как сенситивный период для развития основного социогенного потенциала человека.
  22. Социально-психологические и педагогические условия адаптации к студента к условиям обучения в высшей школе.
  23. Потребность в саморазвитии, самоактуализации – как психологическая особенность интенсивно развивающейся  личности студента с определенными акцентуированными индивидуальными чертами характера и т.д.
  24. Ценностные ориентации и сформированность мотивации студента как движущая сила в освоении знаний, развития интеллекта, становления профессионализма.
  25. Гуманистическая психолого-педагогическая парадигма в высшем образовании.
  26. Учебная деятельность как специфический вид деятельности, направленный на обучающихся в высшей школе.
  27. Предмет (содержание) учебной деятельности: усвоение знаний; овладение обобщенными способами действий; отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.
  28. Компоненты структуры учебной деятельности:  мотивация, учебные задачи, учебные действия, контроль, самоконтроль, оценку, самооценку.
  29. Психологический феномен учебной мотивации — мотивация, включенная в деятельность обучения.
  30. Успешность учебной деятельности, ее мотивации и структура (закон Йеркса-Додсона).
  31. Психологические аспекты формирования положительной учебной мотивации студента как задача для педагога.
  32. Предмет педагогической деятельности, специфические черты педагогической деятельности и результат педагогической деятельности.
  33. Индивидуально-психологические особенности педагога высшей школы и его профессиональные компетенции.
  34. Психологические составляющие мастерства педагогического труда по А. Реану.
  35. Психологические факторы эффективности педагогического труда, мотивация педагога, его Я — концепция, общая и профессиональная самооценки, способность к преодолению фрустрации.
  36. Педагогическое творчество как производная от профессиональной психолого-педагогической компетентности.
  37. Психологическая оценка производительности учебного занятия с позиции педагога и студента.
  38. Педагогическая рефлексия. Уровни психологического анализа занятия.
  39. Психологические принципы педагогического сотрудничества в системах:  педагог – студент, студент – студент, педагог — педагогический коллектив.
  40. Принципы диалогового общения в учебной деятельности высшей школы

Добавить комментарий