Вопросы к зачету по дисциплине » Психология высшей школы», 2020-2021, 5 курс, ИФ-101м, 201м, ИФз-101м, 201м
Вопросы к зачёту
- Психология высшей школы, как отрасль общепсихологического знания, ее место в системе психологических наук.
- Предмет, задачи и структура психологии высшей школы (факты, механизмы, закономерности).
- Высшее образование как социальной институт с функциями воспроизводства человека (культуры человека в обществе) и его перспективного развития.
- Психологическое обеспечение обучения и воспитания в педагогическом процессе высшей школы.
- Психологические условия и сообразные средства развития личности профессионала в процессе его образования.
- Образовательный процесс высшей школы как предмет осмысления психологии.
- Психологические положения ассоциативной, гуманистической, гештальт психологии и др. как основополагающие принципы теорий обучения в высшей школе.
- Современные взгляды на психологические механизмы достижения высоких результатов в обучении в высшей школе.
- Психологические условия построения эффективного процесса обучения.
- Сочетание психолого-педагогической и научной работы преподавателя вуза, как специфика педагогической деятельности в высшей школе.
- Гностический, конструктивный, организационный и коммуникативный компоненты в структуре профессиональных способностей преподавателя.
- Социально-психологические условия развития познавательных процессов личности студента.
- Поиск и внедрение оптимальных путей, форм и методов учения основанных на учете психологических особенностей личности студента.
- Гуманистический подход к студенту как равноправному субъекту учебной деятельности – залог эффективности учения и воспитания.
- Субъект и объект учебной деятельности в высшей школе.
- Индивидуальные личностные характеристики субъекта образовательного процесса (направленность, мотивы, отношения, качества и т.п.) по Е. Климову.
- Психологические проблемы взаимоотношений студентов и преподавательского коллектива.
- Педагог высшей школы — как индивидуальный субъект педагогической деятельности. Когнитивная, эмоциональная и коммуникативная составляющие.
- Гуманизм и уважение к тем, кого ты учишь — ведущие черты успешного педагога высшей школы.
- Позитивная «Я- концепция» педагога и педагогическое самосознание, как факторы, определяющие благоприятный климат во взаимодействии со студентами.
- Студенческий возраст как сенситивный период для развития основного социогенного потенциала человека.
- Социально-психологические и педагогические условия адаптации к студента к условиям обучения в высшей школе.
- Потребность в саморазвитии, самоактуализации – как психологическая особенность интенсивно развивающейся личности студента с определенными акцентуированными индивидуальными чертами характера и т.д.
- Ценностные ориентации и сформированность мотивации студента как движущая сила в освоении знаний, развития интеллекта, становления профессионализма.
- Гуманистическая психолого-педагогическая парадигма в высшем образовании.
- Учебная деятельность как специфический вид деятельности, направленный на обучающихся в высшей школе.
- Предмет (содержание) учебной деятельности: усвоение знаний; овладение обобщенными способами действий; отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.
- Компоненты структуры учебной деятельности: мотивация, учебные задачи, учебные действия, контроль, самоконтроль, оценку, самооценку.
- Психологический феномен учебной мотивации — мотивация, включенная в деятельность обучения.
- Успешность учебной деятельности, ее мотивации и структура (закон Йеркса-Додсона).
- Психологические аспекты формирования положительной учебной мотивации студента как задача для педагога.
- Предмет педагогической деятельности, специфические черты педагогической деятельности и результат педагогической деятельности.
- Индивидуально-психологические особенности педагога высшей школы и его профессиональные компетенции.
- Психологические составляющие мастерства педагогического труда по А. Реану.
- Психологические факторы эффективности педагогического труда, мотивация педагога, его Я — концепция, общая и профессиональная самооценки, способность к преодолению фрустрации.
- Педагогическое творчество как производная от профессиональной психолого-педагогической компетентности.
- Психологическая оценка производительности учебного занятия с позиции педагога и студента.
- Педагогическая рефлексия. Уровни психологического анализа занятия.
- Психологические принципы педагогического сотрудничества в системах: педагог – студент, студент – студент, педагог — педагогический коллектив.
- Принципы диалогового общения в учебной деятельности высшей школы