Хотим мы этого или нет, наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе. «Весь в деда пошел», — говорят окружающие о младенце, которому без году неделя. Очертания храмов, старые псковские фрески, буквы, выцарапанные на новгородской бересте, звуки пастушьего рожка, предания «давно минувших дней» — все это всколыхнувшееся прошлое заставляет думать о том, что былое не ушло.

История — грозное оружие! Разве не очевидно, что «империя зла» начинает разваливаться под мощными ударами писателей, обратившихся к нашему прошлому! Среди них В. Чивилихин, А. Солженицын, Ч. Айтматов, В. Шаламов.

7 марта 1928 года родился русский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин.

Владимир Чивилихин — автор многих книг: повестей «Живая сила», «Шуми, тайга, шуми», «Серебряные рельсы», «Здравствуйте, мама!», «Про Клаву Иванову», «Над уровнем моря», «Пёстрый камень», «Ёлки-моталки», публицистических сборников «Любит ли она тебя?», «Шведские остановки», «Деревья и люди», «По городам и весям».

Последней работой писателя, стал роман-эссе о русской истории «Память» (1978—1984), вышедший в 2 книгах. Вторая была издана уже после смерти писателя.

Опубликованный в 1982 году (вторая книга) и в 1984 году (первая книга) роман-эссе «Память» завоевал широкое общественное признание. В этом произведении автор решает вопросы литературного и художественного наследия, рассматривая их в неразрывной исторической цепи времён. Свободное по форме и многоплановое по содержанию, произведение пронизано гражданским чувством, основанным на авторском убеждении, что без знания прошлого нельзя оценить настоящее и понять будущее.

Роман-эссе Владимира Чивилихина «Память» был опубликован в 1982 году. Писатель пытается «объять необъятное» и вспомнить все наше историческое прошлое. «…Память — это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без которого дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно, мужественно встретить будущее».

Проблема памяти в романе-эссе «Память» В. Чивилихина.

Историческая память — животворящая сила, устремленная в будущее. Она влечет нераскрытыми тайнами, полнится подробностями, глыбится в умах и в сердцах великими свершениями предков, зовет быть достойными их! В. А. Чивилихин.

Память — великий дар, данный человеку. Благодаря памяти человек ощущает себя связующим звеном между прошлым и будущим. Творчество Владимира Чивилихина самобытно, талантливо, многопланово. Он прошел нелегкий путь от сборников очерков, запечатлевших мастерство и наблюдательность журналиста, знание жизненного материала и умение анализировать факты, до философского осмысления исторических путей отчизны и народа, до нравственно-этической сути понятия «память».

Для Владимира Чивилихина роман-эссе «Память» явился синтезом его творчества, смыслом жизни, олицетворением судьбы. Одно из главных направлений в повествовании романа-эссе — постижение истинно народной памяти, проникновение в неё. Мы не «Иваны, родства не помнящие», не манкурты – существа с убитой памятью… Владимир Чивилихин не просто рассматривает события истории, он обращается через нее к своим современникам, предостерегая их от ошибок, поспешностей. Писатель, исследуя нравственно-философское содержание проблемы памяти, тесно связывает его со временем. В данном случае автор выступает и как ученый-исследователь, и как страстный публицист, и как философ.

Для Чивилихина важно не только помнить, но и знать, толковать прошлое в связи с настоящим и будущим, давать оценку событиям истории с позиции общечеловеческого гуманизма. «Человек памятью силен…» — гласит народная пословица. Автор выявляет в образах своих героев истоки патриотизма, героизма, благородства, мотивы великой жертвенности во имя дела, имевшего мало шансов на успех, на победу. Вспоминаются слова А. С. Пушкина: «Только история народа может объяснить истинные требования оного». Например, Чивилихин открывает заново страницы движения декабристов. Автор свидетельствует, что они были людьми принципиальными, сильными, творческими, жизнестойкими. Они совершили вклад в развитие общественной жизни, освободительного движения, в науку, искусство, литературу. «Декабристы могли бы составить честь любого народа и любой эпохи, это — национальная гордость великороссов, память о них — огромное духовное богатство нашего общества», — говорит В. Чивилихин. Также с чувством неостывшей боли пишет Чивилихин о татаро-монгольском нашествии. При этом проблема памяти подтверждается его кропотливым трудом, умением ориентироваться в конкретных вопросах. Автор старался видеть общее через частное. Например, когда речь идет о русском средневековье, об освободительной борьбе русских дружин против хана Батыя, коварного и жестокого полководца Судубая, поистине возникает движение души к познанию понятия «Родина».

Именно в обращении к прошлому и состоит глубинная суть постижения чувства патриотизма, чувства отчизны. Ведь корни народов самобытны, глубоки, в них много живительных сил, что особенно актуально в наше противоречивое время. Понятие Родины неотъемлемо от понятии памяти. Значит, В. Чивилихин утверждает и доказывает, что без исторической памяти немыслимо, невозможно полнокровное, полноценное существование народа.

От автора

Роман‑эссе «Память» зарождался с мимолетных воспоминаний о детстве, отрочестве и юности, с отрывочных дневниковых записей студенческой поры, потом пошел от карточек с заметками о литературе и истории моего народа, от встреч и бесед с интересными, знающими людьми, в частности, москвичами, родившимися в XIX веке, от неко торых обстоятельств личной жизни, от впечатлений о поездках по стране, от старинных книг, от архивных бумаг, не тронутых до меня никем, раздумий о прошлом, настоящем и будущем Родины…

История публикации «Памяти» несколько необычна – вторая книга появилась в печати прежде первой. А вышло так. Работа над первой книгой была в основном закончена, и написано немало глав второй, когда я с семьей получил приглашение от польских друзей. Тамошние читатели знали некоторые мои повести, и гостеприимные хозяева загодя попросили меня привезти с собой что‑либо новенькое. Отрывок из первой книги «Памяти» под названием «Братья‑славяне» был напечатан в варшавском альманахе «Жице и мисл» М № 6, 7, 8 за 1977 год. А в следующем году, к моему пятидесятилетию, журнал «Наш современник» затеял большую подборку разнообразных материалов, приуроченных к юбилею, и так случилось, что в № 2 за 1978 год появился заключительный фрагмент о декабристах. Наконец, 1980 год – 600‑летие Куликовской битвы. В №№ 8, 9, 10, 11, 12 «Нашего современника» за тот год полностью была опубликована вторая книга «Памяти», вызвавшая множество читательских откликов и отмеченная в 1982 году Государственной премией СССР.

Предлагая вниманию читателей первую книгу «Памяти», автор продолжает разговор о человеке и истории – о людях несгибаемой воли, самоотверженности, мужества, честности и героизма, о людях социально‑творческой одержимости, патриотического служения отечеству и общечеловеческим идеалам свободы, правды и красоты. Судьбы представленных в произведении героев – актуальный, необходимый нашему современнику урок гражданственности, общественной активности, жизненного подвижничества и исторического оптимизма.

1

Вы думали когда‑нибудь о том, дорогой читатель, как цепко сидит в нас все прошлое, сделавшее нас тем, что мы есть? Идешь другой раз лесом или улицей, сидишь за письменным столом или на концерте, беседуешь с кем‑нибудь или отдыхаешь в бездумном одиночестве, – и вот невесть откуда возникает перед тобой зыбкое видение – слово, жест, картина, люди, случаи, забытые, казалось, настолько, что будто их не было совсем. Иногда в самый неподходящий момент явится тихое теплое облако воспоминаний, ласкающе коснется сердца и уплывет назад, истает мимолетным счастьем. А то вдруг из смутного далека объявится в груди нечто вроде болевой точки, которая саднит и нудит, пока что‑нибудь сегодняшнее незаметно не залечит ее. Случается, не можешь заснуть и вначале даже не понимаешь, почему не спится, но вот ясно проступает в памяти давняя мальчишеская обида, и ты совсем не по‑взрослому снова переживаешь ее, непростимую, не в силах найти утешение.

Или те минуты прошлого, когда мы руководствовались не разумом, но чувством, потому что оно оказывалось сильнее разума? Кто не заливался запоздалой краской стыда за необдуманный свой поступок, совершенный в молодости? А у кого из нас не было в жизни хоть одного, пусть даже самого маленького деяния, которым мы вправе тайно гордиться? И разве ты не встречал бескорыстно‑щедрого душой человека, сделавшего тебя неоплатным своим должником? Кому не довелось испытать такую тяжкую невзгоду, что стала она мерилом всех последующих трудностей? У кого нет в закоулках прошлого таинственного, неопределенного, радостно‑горестного воспоминания, и мы даже не можем объяснить словами, почему оно время от времени сладко и мучительно щемит душу?.. А наши пути‑дороги в большую жизнь? Первая буква, какую ты узнал, первая книга, над которой ты заплакал, засмеялся или задумался, первые познавательные тропки к необъятному космосу природы, техники, науки, культуры… Приобщение к труду, идеям, радостям и горестям твоего народа, к заботам, коими охвачен мир… Любой из нас, на свой срок становясь участником жизни, проходит в ней неповторимый путь, приобретает сугубо индивидуальный опыт, представляющий, однако, интерес и для других, потому что сила людей, их вера в будущее основываются на опыте каждого, включающем и знания – опыт ума, и чувства – опыт сердца, на том самом ценном, что, слагаясь, формирует народную память, передается из поколения в поколение и становится опытом историческим.

Читать книгу Память — Владимира Алексеевича Чивилихина (chivilihin.ru)

Источники:

 https://www.kritika24.ru/page.php?id=137993

Роман-эссе Владимира Чивилихина «Память». Анализ произведения (rlspace.com)

В. Чивилихин роман-эссе «Память» (zapadrus.su)

Добавить комментарий