Академическая грамотность текста (100-балльная шкала)

Операциональная составляющая (40 баллов)

А. Структура текста (30 баллов).

  • 1. Введение должно содержать:
    • • предложение, привлекающее внимание читателя (интрига);
    • • указание на проблему, ограничивающее фокус текста;
    • • четко сформулированный основной тезис (то, что будет доказываться);
    • • аспекты, которые будут рассматриваться в тексте (покрытие предметной области).
  • 2. Каждый абзац основной части должен содержать:
    • • заглавное предложение, включающее тему и контрольную мысль;
    • • фактическую поддержку контрольной мысли;
    • • заключительное предложение (ведущее к следующему абзацу).
  • 3. Заключение должно содержать:
    • • краткое перечисление выводов основной части;
    • • основной вывод в соответствии с тезисом;
    • • рекомендации и (или) оценку и (или) констатирующий вывод.

Б. Язык (10 баллов).

  • 1. Синтаксис должен отвечать следующим требованиям:
    • • четко выстроенные (легко воспринимаемые) предложения с главными блоками;
    • • отсутствие слияний, цепей и фрагментов;
    • • логическая и синтаксическая связность.
  • 2. Текст не должен содержать лексико-грамматических ошибок и погрешностей, затрудняющих восприятие (путаницы в согласовании, ошибочных словосочетаний, неоднозначных слов, калек с иностранных слов и пр.).

Культурная составляющая (30 баллов)

  • 1. Содержание предусматривает:
    • • понимание предмета;
    • • отбор необходимого и достаточного фактического материала, правильное использование источников;
    • • покрытие предметной области, использование фоновых и специальных знаний.
  • 2. Адресация подразумевает:
    • • понимание того, к кому обращен текст;
    • • уважение к читателю;
    • • умение предусмотреть иную позицию (точку зрения), иной подход к рассмотрению проблемы, предвидеть возможные возражения.
  • 3. Стиль предполагает:
    • • ясное, последовательное, связное выражение мыслей; краткость;
    • • отсутствие эмоционально насыщенных утверждений, свойственных публицистике;
    • • отсутствие разговорных оборотов, присущих неформальному общению.

Критическая составляющая (30 баллов’)

  • 1. Собственная позиция должна быть:
    • • четко выражена в тезисе;
    • • последовательно доказана в основной части;
    • • сформулирована в заключительном выводе (отношение к проблеме, ее оценка и (или) пути решения).
  • 2. Целенаправленное доказательство собственной позиции должно строиться на основе:
    • • логики;
    • • убедительных аргументов;
    • • адекватного использования информации.
  • 3. Объективность текста подразумевает:
    • • нейтральность;
    • • отсутствие предвзятости, бездоказательных и безапелляционных заявлений;
    • • отсутствие «общих мест», банальностей и прописных истин.

Данная шкала довольно полно отражает все три измерения академической грамотности. Однако притом, что самой важной составляющей ЗО-модели является критическая составляющая, наибольший вес в ней имеет операциональная, причем за счет языка (плюс 10 баллов). Такое дополнение было продиктовано печальной практикой: студенты социально-гуманитарного профиля оказались неспособны писать связно и грамотно на родном языке. Парадоксально, но наибольшие проблемы с языком научного текста возникают именно у студентов этих дисциплин. Многословие, синтаксическая путаница и чрезмерная эмоциональность (равно как склонность к пустым обобщениям, общим местам и чужим мыслям) коренятся, по-видимому, в школьных уроках литературы. Мой личный опыт редактирования статей в различных отраслях, как и опыт коллег, преподающих академическое письмо в России, показывает, что легче исправить текст математика или инженера, нежели филолога или педагога. Сказанное вовсе не означает, что у нас плохие учителя литературы: просто письменные компетенции, развиваемые в школьных сочинениях, существенно отличаются от компетенций самостоятельного, исследовательского, академического письма.

Добавить комментарий